|
Главная » 2010 » Февраль » 12 » ЗАОЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ + / -
ЗАОЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ + / - | |
С 2010 года Санкт-Петербургский госуниверситет отказывается от приема на заочное отделение и сокращает набор на вечернее. Причина — недостаточно высокое качество. СПбГУ не первый, кто отказался от дистанционного обучения, — его нет ни в МГУ, ни в МГТУ им. Баумана. Но нужно ли отменять "вечерку” и "заочку” в масштабах страны? На это вопрос "МК” ответила замдиректора Института развития образования Ирина АБАНКИНА.
— Ирина Всеволодовна, вы разделяете точку зрения петербургских коллег на низкое качество вечернего и заочного образования?
— В значительной степени да. Доля вечерников и особенно заочников у нас и в самом деле слишком велика: около половины всего российского студенчества. А качество заочного образования по многим программам действительно низкое. По уровню отпускаемых бюджетных средств один студент-очник у нас приравнен к 4 вечерникам и 25 заочникам! Можно дать качественное образование при таких низких расценках? А ведь программы вечернего образования хоть и растянуты во времени, но полностью совпадают с программами дневного отделения. Но это не означает, что надо вообще закрыть вечерние и заочные отделения. Дистанционное обучение хорошо для дополнительного образования и переподготовки. Тогда оно будет опираться на первое высшее и позволит продвигать свои профессиональные навыки заочно. А в некоторых случаях вечерне-заочная система должна сохраниться и для первого высшего образования.
— Но ведь проблема качества заочного образования останется...
— Помимо государственных средств обязательно нужен государственно-общественный контроль. Пока же качество заочного образования действительно низкое, а кое-где — и открытая торговля дипломами.
— Сколько должно быть заочников и вечерников в идеале?
— Не более 10—15%.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА: Первый проректор, проректор по учебе РУДН Александр ЕФРЕМОВ:
— Мне кажется, что форма обучения зависит не от эпохи, а от условий, в которых живет общество. Австралия, например, не самая отсталая страна мира. Но подавляющее большинство ее населения живет по периметру огромного материка. И одно это делает заочное обучение более чем востребованным. В нашей стране та же ситуация. И мы не можем лишать возможности повысить квалификацию наших успешно работающих, но не имеющих нужного образования граждан.
http://www.mk.ru/social/education/article/2010/02/10/428123-prigovorili-zaochnoe.html
ИЗ КОММЕНТАРИЕВ К СТАТЬЕ:
* Андрей
Это в корне не верно. Заочная форма обучения позволяет формировать не только навыки работы с информацией, но и развивает творческие способности личности. Если действительно учиться. Просто отношение преподавателей предвзятое. А отсюда двойные стандарты к заочникам и очникам. Заочник - значит "неуч" и соответственно уровень требований ниже. Заочная форма обучения строится по схеме: задание, литература; всё остальное-самообучение. А это наиболее эффективный способ получить специалиста. На собственном примере: очники, приходящие на работу, крайне несамостоятельны, у них отсутствует "практическое" видение теоретических знаний, которые они получили, например, в области юриспруденции. Приходится заново переобучать. В основном приходят эрудиты, но не умницы. Знания лежат мертывм грузом и он не знает, что с ними делать. Закостенелость мышления - один из самых распространенных недостатков очных специалистов, неумение ориентироваться в ситуации. Отсюда требуется внешний контроль, "понукание", такие горе специалисты по каждой проблеме, порой пустяковой, обращаются за помощью к начальнику. Заочник привык работать самостоятельно и умеет работать творчески с документами и законами (например,правовед). Здесь и еще один момент.Эта форма обучения гораздо менее затратна, чем очная. Экономический аспект данной проблемы в том, что нет необходимости в таком количестве "дутых" докторов и кандидатов, нет необходимости в огромном количестве лекций и прочее. Отсюда, сокращение расходов на университеты. Пожалуй, в этом и зарыта главная причина. И последнее, критерии качества образования не в том, сколько и что знает специалист (особенно, если его знания совпадают с научной позицией преподавателя), а как он умеет пользоваться этими знаниями, насколько имеет самостоятельное мышление, творчески ориентирован и моральную устойчив.
* Читатель
"ЗаУШное" образование и есть заУШное. В советское время еще как-то заочников учили и они сами учились. Сейчас всё поставлено на торгово-денежные отношения: покупка готовых работ, плата за экзамен и сам диплом. Получается растянутое во времени покупка необходимой "корочки". Вы хотите жить в доме спроектированном и построенном заочниками, особенно если строитесь за свои деньги? Реформировать надо не только заочное и вечернее образование, а саму систему подготовки специалистов. Посмотрите, на Западе специалист займется врачебной практикой после 10 и более лет подготовки, сдачи профессионального экзамена независимой комиссии и только 2 (!) попытки есть на это! У нас сплошь неучи везде, в пол уха прослушавшие какие-то лекции, экзамены сдававшие с "бумажкой" в зачетке. Заочники десятилетиями (восстанавливаются и опять на годы пропадают) где-то "учатся".Никакие враги не нужны стране с такими "профи" во всех сферах.
«Заочку» массово закрывать не будут
Все понимают, что на заочном больше спят, чем учатся... Но для многих - это единственный способ стать умнее и образованнее... В большинстве вузов наоборот на заочное отделения делают большие ставки
На форумах в Интернете, в кулуарах российских вузов только и разговоров — от «заочки» решили избавиться. Что делать? Вся шумиха поднялась после того, как ректор Санкт-Петербургского государственного университета заявил, что с 2010 года набирать студентов на эту форму обучения не будут. Мол, вуз решил отказаться от «наследия советской эпохи», тем самым повысив качество образования.
Но СПБГУ — скорее исключение из правил и беспокоиться заочникам не стоит. Глава Рособразования Николай Булаев уверен, что российским вузам рано отказываться от заочной формы обучения, потому что в период кризиса спрос на заочнку только растет. По его данным, в 344 из 345 вузах Рособразования в 2009–2010 учебном году заочная форма обучения пользовалась большим спросом, чем в прошлом.
— В период кризиса спрос на заочное образование по нашим вузам выше. Люди хотят получить образование или поменять квалификацию, уже имея место работы. А осуществить эти планы помогает именно заочная форма. Говорить, что заочное образование себя изжило, не стоит, — уверен Булаев.
По данным Минобрнауки, в 2008–2009 учебном году на заочных отделениях обучалось 3 млн 540 тысяч студентов. При том, что всего в высших учебных заведениях грызли грани науки 7 млн 500 тысяч.
Дарья ТОКАРЕВА
"Комсомольская правда" 10 февраля 2010
|
НОВОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ |
Просмотров: 2991 |
|
|
ДУШЕВНАЯ МУЗЫКА от Ларисы Ивановны SADSOUL MUSIC
|