Готовящаяся реформа среднего образования в РФ повергает в ужас
преподавателей, ученых, общественных деятелей и родителей школьников.
Как передает корреспондент РИА «НР», накануне ресурс «Завуч.инфо»
проанонсировал параметры готовящейся «модернизации» средней школы,
согласно которой в средних образовательных учреждениях останется только
три бесплатных урока.
По словам редактора информресурса Евгения Барановского, к нему эта информация попала от одного из директоров школы Ленинградской области.
«Ситуация очень страшная. На курсах повышения
квалификации 40 директорам школ озвучили такую модель: ученик приходит
на три урока, которые полностью оплачиваются государством. Затем идет
на обед, а после по выбору идет на следующий предмет – это может быть
биология или любая другая дисциплина. Вот эта вторая тройка часов
финансируется государством уже на 30 %. Причем, в открытую было
сказано, что до учителей школ эту информацию доводить не стоит. Все это
говорит о том, что фактически в России собираются вводить платное
среднее образование», – рассказал редактор ресурса «Завуч.инфо» Евгений
Барановский.
На тех же курсах, по словам Барановского, директорам
школ было сказано, что новое поколение учеников должно быть: «наглым,
дерзким и знать себе цену».
Как отмечает корреспондент «НР», в Конституции
Российской Федерации (ст. 43, п. 2) говорится, что каждому россиянину
гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного
общего и среднего профессионального образования в государственных или
муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
По словам Барановского, реформаторы это положение
формально нарушать не намерены: «основное образование» будет
предоставлено в объемах этих трех бесплатных уроков.
На вопрос, почему кроме директоров школ Ленинградской
области подобная «реформаторская» инициатива никому до сих пор не
известна, Евгений Барановский ответил, что, возможно, это уже знают и в
других регионах, но нынешнее педагогическое сообщество крайне неохотно
общается с журналистами. Многие просто запуганы и ничему не верят.
Между тем, согласно официальным данным, в РФ за чертой
бедности проживает 40% населения. То есть не менее 40% детей не смогут
получить среднее образование в полной мере, а значит – не смогут
рассчитывать на получение средне-специального и высшего образования в
дальнейшем.
Зампред комитета Госдумы по образованию (фракция КПРФ) Олег Смолин возмущен «очередной попыткой» министра образования Фурсенко сделать общеобразовательную школу платной..
«Это не первый раз. Еще в 2004 году он предложил
сделать российскую школу частично платной. И тогда, слава богу, под
нашим давлением удалось эту позицию отбить. Кроме того, существует
российское законодательство (его пока никто не отменял), которое
утверждает, что полное общее и среднее образование в России является
обязательным и бесплатным. Но я не исключаю, что, желая сэкономить на
всем, на чем можно, будут предприниматься попытки расширить платное
начало в школе», – отметил Смолин.
Школьное образование является бесплатным даже в самых
богатых странах, типа США, где доходы населения несопоставимы с
доходами российских граждан, продолжает Смолин.
«Если мы не собираемся быть сырьевой страной с нефтяной
экономикой, то нам нужно восстанавливать так называемую эгалитарную
систему образования – т.е. дающую равные возможности.
Я напомню, что в 20 веке наша страна пережила много
войн, революций и репрессий, но, тем не менее, мы были второй страной
науки в мире и входили в тройку самых образованных народов мира. Одна
из главных причин этого – система образования обеспечивала равные
возможности.
Тем более это необходимо в 21 веке», – подчеркнул депутат Госдумы от КПРФ.
Олег Смолин в интервью РИА «НР» заявил, что «если будут
поступать предложения от министерства образования и науки по расширению
платности образования для наших полунищих граждан, мы (я имею в виду и
левые фракции, и моих единомышленников в комитете по образованию и
науке и движение «Образование – для всех») будем делать все возможное,
чтобы этого не допустить».
«Беспокоит и вторая новация, – отметил Смолин. –
Президент Медведев сказал о том, что надо привлечь в школу новую кровь,
новых людей, в том числе, не имеющих педагогического образования, но
при этом дать им возможность доучиться на краткосрочных курсах.
Я думаю, конечно, в мире немало людей с природным
педагогическим талантом. И если такие люди действительно хотят в школу
– то им надо открыть дорогу, при условии, что они будут параллельно
получать дополнительное педагогическое образование. Мы же не говорим,
что учителя можно переквалифицировать в хирурга путем краткосрочных
курсов. Почему мы считаем, что через краткосрочные курсы человека с
другой специальностью можно переквалифицировать в хорошего учителя?».
Представители образования из регионов настроены не менее решительно. Кандидат географических наук Пермского госуниверситета Роман Юшков в интервью «НР» заявил, что «новый этап реформы образования направлен на окончательное одичание и варваризацию России».
«Мы движемся куда-то в сторону Афганистана. Но у нас
все будет хуже, потому что там есть религия, скрепляющая общество,
каркас, а у нас население светское, безыдейное, развращенное
пропагандой. Поэтому, если оно будет еще и необразованным, то это будет
невиданная дикость, агрессия. И власть тьмы», – отметил Юшков.
Что касается того, что для работы в школах, возможно,
будут привлекаться «люди с улицы», то, по словам пермского ученого, это
решение абсолютно маразматическое. «Конечно, есть в народе самородки,
которые могут что-то дать детям. Но кто их будет выбирать? Как правила,
они в других местах задействованы. А в школу, вероятно, придет
социальный балласт, которому некуда больше приткнуться – необразованный
и бестолковый», – отметил преподаватель Пермского госуниверситета.
Коллегу из Прикамья поддерживает старший научный
сотрудник Научно-исследовательского института ядерной физики МГУ,
кандидат физико-математических наук Андрей Турундаевский:
«Обсуждаемый вариант реформы вызывает большие сомнения.
Во-первых, дезорганизация работы педагогических институтов приведет к
уменьшению притока в школы подготовленных кадров. Замена их наскоро
переподготовленными выпускниками других вузов выглядит проблематично.
Скорее всего, в школы пойдут наименее успешные специалисты.
Далее, отказ от государственного финансирования части
занятий автоматически провоцирует «экономию». При этом, скорее всего,
пострадает естественнонаучный цикл. Дети из богатых семей будут платно
учить экономику и юриспруденцию, из бедных – ограничиваться чисто
практическими навыками. В итоге, удар будет нанесен и по судьбам детей,
и по научно-техническому прогрессу. Кто завтра будет работать в
лабораториях?», – задал риторический вопрос Андрей Турундаевский. http://newsland.ru/News/Detail/id/436869/
|