На прошедшем 13 августа заседании рабочей группы по проведению
государственной итоговой аттестации в школах и приёму в вузы
в 2009 году министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко призвал
высшие учебные заведения не бояться отчислять неуспевающих студентов,
в том числе и первокурсников. Об этом сообщает радиостанция «Маяк».
«Надо жестче подходить к оценке знаний в течение всего периода
учебы, по крайней мере, в течение первого года. Давайте тех, кто
не справился, отчислять», — сказал министр.
Фурсенко напомнил, что по новым правилам, благодаря системе приема
в вузы по ЕГЭ, у абитуриентов появилось больше возможностей поступить
в желаемый университет.
Некоторые ректоры заявили, что из-за этого в учебных
заведениях появились огромные очереди, приемные комиссии были
перегружены, а их сотрудники так и не смогли уйти в отпуск. В связи
с этим, они предложили законодательно ограничить число вузов, куда
поступающие могут подавать документы.
«Я считаю, что правильней идти по пути самоограничения. Люди должны
разумно себя вести», — сказал Фурсенко. По его словам, абитуриенты,
которые получили хорошие оценки на единых госэкзаменах, могли в этом
году поступить в тот вуз, который они выбрали. Министр уверен, что
со временем люди разберутся в новой системе поступления, «успокоятся»
и будут осознанно подавать документы в выбранный ими вуз.
Фурсенко напомнил, что президент России Дмитрий Медведев дал задание
Минобрнауки к октябрю текущего года подготовить новые правила
зачисления в вузы в 2010 году. «У нас есть задание проанализировать то,
что происходит, и доложить об этом президенту», — сказал он.
http://www.strf.ru/organization.aspx?CatalogId=221&d_no=22751
Необычайной популярностью пользуется у англоязычных
туристов небольшой австрийский городок под названием Fucking. Многие
путешественники по дороге из Зальцбурга частенько заглядывают сюда,
чтобы выкопать на память дорожный указатель с названием этого
населенного пункта.
Долгое время власти австрийского местечка
Фукинг (Fucking) в летние месяцы только и занимались тем, что
отпугивали назойливых туристов от дорожных указателей с названием
своего города, выкапывавших их в качестве экзотического сувенира.
Однако в этом году терпение чиновников окончательно лопнуло. Глава
города отдал распоряжение намертво прикрепить знаки к земле. “Теперь
для того, чтобы стащить один из них потребуется целая ночь”, - заявил
довольный собой мэр.
Изменить название своего населенного пункта местные жители наотрез
отказываются — оно произошло от имени некоего мистера Фука, который
основал Фукинг 15 столетий назад. О том, что по-английски слово Fucking
звучит неприлично, австрийцы узнали только во времена Второй мировой
войны — когда в эти места прибыли солдаты союзных войск из Британии.
Наибольшей популярностью у туристов
пользовался указатель, под которым значилась табличка: «Пожалуйста, не
так быстро». Имелась в виду просьба об ограничении скорости. Однако у
гостей она вызывала другие ассоциации. Этот знак власти Фукинга
укрепили с особой тщательностью.
По материалам НТВ и Ananova
Ректоры предлагают отказать двоечникам в высшем образовании
Выделение
государством ограниченного количества бюджетных мест в вузах необходимо
заменить нормативно-подушевым финансированием: вузы должны учить
столько студентов, на сколько хватит территории и преподавательского
состава. Вчера с таким заявлением совместно выступили ректор
Государственного университета— Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ) Ярослав
Кузьминов и ректор Санкт-Петербургского государственного университета
(СПбГУ) Николай Кропачев. При этом, по их мнению, государство должно
оплачивать учебу только победителей олимпиад и набравших высокие баллы;
середнячкам придется учиться за свой счет, а двоечникам дорога в вуз
будет закрыта.
Проректор, заведующий кафедрой математической
экономики и эконометрики ГУ-ВШЭ Григорий Канторович рассказал
корреспонденту "Газеты", что сейчас количество бюджетных мест в вузах
раз в год распределяет Минобрнауки. "Причем вузам, напрямую
подведомственным министерству, даются конкретные цифры по каждому
учебному заведению, — подчеркнул проректор. — А ведомственным вузам,
например милицейским или правительственным, спускается общее на всех
количество бюджетников, которое потом распределяется уже внутри системы
" .
По его словам, ничего нового при такой схеме придумать
нельзя, поэтому цифры корректируются согласно некоей политической
ситуации — например, сократить количество юристов и увеличить число
инженеров. "Фактически министерство планирует на шесть лет вперед, —
заметил проректор. — И что, через шесть лет Фурсенко будет за это
отвечать? Система работает без обратной связи".
Именно эта
система, по мнению ректоров ГУ-ВШЭ и СПбГУ, повинна в недавних
проблемах с зачислением студентов. Вузы просто боялись приглашать
больше абитуриентов, чем у них есть мест, а абитуриенты боялись идти
туда, где мест мало. В борьбе за студентов победили те вузы, которые
объявили "зеленую волну" — пригласили к зачислению больше абитуриентов,
чем число вакантных бюджетных мест. Теперь ректоры предложили перейти
на другую систему набора.
"Не может быть одновременно
свободного выбора и контрольных цифр, — подчеркнул Кузьминов. —
Необходимо вводить нормативно-подушевое финансирование, которое будет
напрямую связано с баллами по единому госэкзамену ( ЕГЭ) " . По данной
схеме выпускники, набравшие больше 75 баллов (а также олимпиадники),
получат от государства на образование 200 тыс. рублей в год, с которыми
смогут пойти в ведущие вузы страны. Те, кто получил от 60 до 74 баллов,
"заработают" лишь 100 тыс. рублей. Абитуриенты со средним баллом ( от
45 до 60) смогут учиться только за собственные деньги, а набравшие ниже
44 вообще не должны иметь права поступать в вузы. "Значительная часть
принятых на инженерные и педагогические специальности в этом году —
троечники, — заявил Кропачев. — Нужны ли нам такие инженеры и такие
педагоги?" Сдерживающими факторами в такой системе будут количество
преподавателей и наличие свободных площадей. " Например, на матфак я не
смогу взять больше 50 человек, так как там у меня работают по полгода
педагоги из-за рубежа, их на всех не хватит, — признал Кузьминов. — А
вот на прикладную математику я бы взял побольше талантов".
При
этом ректоры прекрасно осознают, что с такой схемой многим региональным
вузам не хватит студентов, так как все поедут учиться в престижные
заведения. Более того, они не видят в этом проблемы: по их мнению,
неспособные выжить вузы необходимо укрупнять или присоединять к более
сильным. "В регионах есть много сильных технических школ, которые
просто умирают из-за того, что профессорам платят 10—12 тыс. в месяц, —
сказал Кузьминов. — И при этом у нас есть вузы, которые достались в
наследство от давно не существующих советских ведомств. Это
безнравственно, это разврат за деньги налогоплательщиков".
Ректоры
уверены, что число вузов сократится в любом случае, так как ЕГЭ дал
абитуриентам реальную свободу выбора. Рынок образовательных услуг
изменился. Раньше это был рынок продавца, где главными были вузы, и
внезапно он стал рынком покупателя. "Даже ведущим вузам пришлось
обзванивать абитуриентов с высокими баллами и уговаривать их принести
документы, — сказал ректор СПбГУ. — Это меняет психологию ребят".
Тем
не менее главы вузов отметили и недостатки нового госэкзамена: сейчас
он проводится на уровне школ, что открывает возможности для коррупции.
Ректоры предложили поручить проведение экзамена федеральным служащим.
http://gzt.ru/topnews/education/256534.html?ext=subscribe
Ректоры ВУЗов недовольны приёмом
По мнению ректора Петербургского госуниверситета Николая Кропачева,
главным недостатком нынешней кампании было “несоблюдение ее правил”.
Вузы любыми способами пытались удержать абитуриентов, признал он: не
отдавали подлинники аттестатов тем, кто решил пойти в другие вузы;
пускали слухи, что переметнувшиеся к конкурентам юноши тут же
призовутся в армию. Навести порядок, по его словам, удалось только с
вмешательством прокуратуры. Так что, хотя “новая система хороша”, но “в
существующем виде ее надо менять”, — отметил он.
В частности, уточнил ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов, “главным препятствием этого года были не три волны ЕГЭ, а наличие контрольных
цифр приема (то есть бюджетных мест). “Мы хотим предложить Минобрнауки
отменить их, — заявил он. — Российские вузы не умеют вести себя в
условиях конкуренции за абитуриентов. Они привыкли работать в условиях
распределения”. Поэтому министерству будет предложено “вернуться к
прежней идее нормативно-подушевого финансирования абитуриентов в
зависимости от результатов ЕГЭ”. В этом случае все, кто получит 45—60
баллов, не смогут претендовать на обучение за счет бюджета, а те, у
кого меньше 45 баллов, вообще лишатся права учиться в вузе.
Еще один вывод — сохраняющаяся непопулярность инженерных и
педагогических специальностей, на которые в этом году брали полных
“троечников” (меньше 60 баллов ЕГЭ). Популярность же экономической и
юридической специальностей сохранилась: туда двинули 42—44% абитуры
этого года. При этом их школьные познания по данным дисциплинам вузы не
устраивают. Поэтому в Минобрнауки будет направлено еще одно предложение
— ввести основы экономики и права в школе, а также существенно повысить
стандарт школьного обществознания.
Неожиданным итогом вступительной кампании стал рост
платного сектора высшего образования (правда, только в брендовых
вузах). Между тем 85 государственных вузов недобрали студентов даже на
бюджетные места.
МЕЖДУ ТЕМ
По словам
первого заместителя председателя ЦК КПРФ, вице-спикера Госдумы Ивана
Мельникова, инициатива КПРФ по созданию специальной комиссии по
проблемам ЕГЭ была поддержана Президентом РФ, и Дмитрий Медведев уже
дал соответствующие поручения. “Мы предлагаем создать независимую от
Минобрнауки и правительства в целом комиссию, включив в ее состав
представителей всех академий, фракций Госдумы, членов Совета Федерации,
Российского союза ректоров, Союза директоров средних специальных
учебных заведений, Союза директоров школ России, профессиональных и
родительских общественных объединений”, — заявил представитель
руководства КПРФ. Комиссия, по словам Мельникова, необходима для того,
чтобы сделать выводы по результатам ЕГЭ более объективными, поскольку
итоги экзаменационной кампании “если не засекречены, то не предаются
огласке”.
http://www.mk.ru/education/publications/340104.html