22 Ноября 2024, Пятница
Лариса Ивановна
234555@mail.ru
ЯД: 4100116961297399
КИВИ: 9176131115
МЕНЮ
ПОИСК ПО САЙТУ

Главная
» 2009 » Июль » 16 » У меня растут года, будет и семнадцать. Где работать мне тогда, чем заниматься?
У меня растут года, будет и семнадцать. Где работать мне тогда, чем заниматься?

НА КОГО ПОЙТИ УЧИТЬСЯ ?У меня растут года, будет и семнадцать. Где работать мне тогда, чем заниматься? Уже давно из года в год молодежь отвечает на этот вопрос, называя специальности, не упомянутые Маяковским в стихотворении «Кем быть?». Судя по всему, государству это надоело. Сначала Дмитрий Медведев предупредил, что юристов и экономистов у нас в избытке, но зато недостаточно строителей, металлургов и представителей «других очень важных специальностей». Затем министр образования Андрей Фурсенко назвал учебу на экономиста и юриста «дорогой в никуда». В обоих случаях намек был на то, что молодежи пора идти в инженеры.

«Юристу хорошо, а инженеру - лучше!»

Так написал бы сегодня поэт, отрабатывай он госзаказ. Вряд ли бы этот пропагандистский трюк сработал. Знаменитый стишок по много раз читали детям, которым сейчас 25-35 лет. В итоге все равно выросло поколение юристов и экономистов. Успех сегодняшних «яппи» пытаются повторить нынешние абитуриенты, как их ни пугают избытком конкурентов на рынке. Потому-то в стране по-прежнему напряженно с инженерами.

К тому же вопрос о переизбытке экономистов - спорный. Недавно ректор МГУ Виктор Садовничий заметил, что, по его данным, финансистов до сих пор ищут около трети работодателей, а про другие специальности этого не скажешь. Фурсенко на это возразил, что если смотреть на процент невостребованных выпускников, то он примерно одинаков во всех специальностях, просто будущих инженеров сейчас гораздо меньше, чем будущих юристов и экономистов.

Престиж технических специальностей бесполезно поднимать угрозами и пропагандистскими кампаниями. Ни то, ни другое не влияет на экономически рациональное поведение. Надо отдать должное руководству страны, к упомянутым методам оно уже не прибегает - нашелся другой. На тех специальностях, по которым ощущается нехватка выпускников, повышают число бюджетных мест. Насколько метод действенный, станет ясно к началу нового учебного года. Что можно сказать уже сейчас - мера опять не апеллирует к экономической мотивации, а ведь только к ней и стоило бы обращаться.

Цена любого решения - это выгода, упущенная в результате отказа от альтернативы. Если от учебы на юриста или экономиста отказываются только потому, что и тех, и других уже много, это говорит не в пользу общества. Можно отказаться от поставки ночных горшков на рынок, где их достаточно. Но от учебы на юриста или экономиста должны отказываться так, чтобы упущенная выгода была хотя бы равна выигрышу от решения учиться на инженера.

Там, где поднимают число бюджетных мест, понижается конкурс. Расчет, видимо, на то, что туда, куда будет проще поступать, активнее потянутся. Если расчет оправдается, хорош же будет общий уровень студентов-технарей. Кто-то возразит, что число мест увеличивают лишь для того, чтобы выпускников-инженеров было еще больше, чем сейчас. Но тогда откуда до сих пор слышались жалобы, что в вузах плохо востребованы технические специальности, не связанные с IT?

Даже если будет достаточно поступающих для учебы на инженеров, это не гарантирует заводам и НИИ обеспеченность кадрами. Достаточно много молодых технарей, если они не умеют программировать, но у них есть машина и права, идут в супервайзеры, мерчендайзеры и так далее. Они присоединяются к массе гуманитариев, которые не пожелали стать кабинетными учеными или не пошли учителями в школы. Если выпускников-технарей станет больше, но мотивация идти после вуза на завод останется прежней, смысла в подготовке еще большей массы специалистов не будет.

ЕГЭ прикрыл яму ветками

Увеличение числа бюджетных мест произошло как раз в том году, когда вузы боялись провалиться в демографическую яму. В 2000 году, когда нынешним абитуриентам было 8-9 лет, возрастная группа 5-9 лет была представлена в России примерно 8 млн мальчиков и девочек. Для сравнения, группа 10-14 лет (сейчас им 19-23 года) была представлена 12 млн. Иными словами, яма должна была ощущаться вузами как сокращение числа абитуриентов в 1,5 раза.

И - о чудо - даже технические вузы пролетели мимо ямы, когда начали считать абитуриентов. Секрет - это всего 3 буквы: ЕГЭ. Тяжело в июльскую жару ходить по разным вузам и сдавать экзамены (как было до этого года), и легко подавать документы хоть в 10 мест сразу, поступая по результатам единого госэкзамена. Все упрощено еще и тем, что документы с этого года можно рассылать по почте. Итак, ЕГЭ, который и без того изрядно ругали, «спас» вузы от демографической ямы ценой ложного конкурса.

«Конкурс вырос во многом потому, что дети подают теперь документы во все вузы. Такое ощущение, что им все равно, куда поступать. И это смущает, учитывая, что обычно к нам шли целенаправленно», - рассказывают в приемной комиссии Санкт-Петербургского университета низкотемпературных и пищевых технологий. «На данный момент у нас на технические специальности конкурс 5 человек. Мы ожидали, что будет нехватка заявлений из-за спада рождаемости 1992 года, но их очень много из-за дублирования заявлений абитуриентами», - говорит первый проректор Петербургского университета аэрокосмического приборостроения (ГУАП) Виталий Хименко. В Нижегородском государственном техническом университете также отмечают высокий конкурс на всех факультетах.

Рост конкурса вопреки прогнозам демографов зафиксирован практически во многих вузах. Даже на самых непопулярных специальностях он кажется огромным. «У нас еще идет прием заявлений, и можно сказать пока одно наверняка - очень много копий! А копии - это потенциально те, кто к нам в итоге не придет. Поток на технические специальности, конечно, есть, но это не так много, как на экономические. Пока самый непопулярный факультет - механический - там около 6 заявлений на место. И мы говорим только о заявлениях - это мертвые души. Возможна ситуация, что к нам вообще никто не придет, и на бюджете останутся свободные места», - предполагают в приемной комиссии Уральского государственного университета путей сообщения.

«Заявлений гораздо больше, чем в прошлом году», - признают в Уральском государственном техническом университете. Наименьший конкурс - на специальность «Предприятия металлургической промышленности» - чуть больше одного человека на место. От желающих стать экономистами нет отбоя - 13 человек на место. Почти все подают копии.

«Оригиналы, надо заметить, придерживают до последнего, поэтому пока мы предполагаем, что на некоторые технические специальности будет недобор. Например, на аэрокосмические, которые вообще последнее время не пользуются популярностью. Зато явный перебор с заявлениями на информационные технологии - превышает 10 человек на место», - рассказывают в питерском «Военмехе», также отмечая возросшее в целом число заявлений. Раскол на компьютерщиков и всех остальных подтверждают в ИТМО: «Там, где нет слова «информатика» в названии факультета, ситуация обстоит плачевно».

В вузах ждут, пока выпускники закончат «бегать». Кто именно в итоге поступит, профессора впервые за годы работы не знают - спасибо ЕГЭ. «С точки зрения отбора мы получаем «кота в мешке», - признается первый проректор Петербургского университета путей сообщения Александр Ледяев. «ЕГЭ особо положительно никто не оценивает. Это совершенно не тот отбор, который нужен на специальности. Сама процедура зачисления становится менее объективной», - считает первый проректор ГУАПа Виталий Хименко.

ЕГЭ и технические вузы - это совершенно особый разговор. Успешно сданный тест по русскому во многом зависит от грамотности, а тест по истории - от эрудиции. Что касается физики и математики, для оценки уровня абитуриента зачастую нужно видеть решение. Преподаватели технических дисциплин относятся к ЕГЭ с особенным недоверием. Некоторые считают, что это новшество не только помогло пройти в вузы далеко не самым способным к техническим наукам, но и оставило за бортом многих способных.

«Трудно оценивать сам ЕГЭ. Например, не все наши поступающие решили сдавать физику, поэтому у них есть ограничения на многие наши специальности. И плюс кто-то, конечно, мог растеряться или переволноваться, и какой-то процент талантливых ребят мы потеряли», - уверен первый проректор «Военмеха» Сергей Стажков.

Студентов, как и цыплят, считают по осени. Тут-то и выяснится, сколько человек в действительности поступили, и насколько глубокой оказалась демографическая яма, прикрытая ветками ЕГЭ.

ОПРОС: Нужно ли отменить ЕГЭ?


ЕГЭ или коррупция: что убивает образование?

Рунет захлестнула дискуссия по главным проблемам системы образования в России

«В вузах обеих столиц - небывалый наплыв вундеркиндов из отдаленных регионов, причем пальму первенства твердо держат Чечня, Дагестан и Ингушетия. Удивительным образом старается не отставать от них и российская глубинка, но все же не поспевает - если в столицах количество сдавших профильные ЕГЭ на 100 баллов едва достигает полутора сотен (в основном это выпускники специализированных школ), то горах Кавказа таких выращено - едва ли не четверо из каждых пяти выпускников». Кроме того, «глубокая провинция, помимо высоких баллов по ЕГЭ, берет и другим - бешеным количеством непонятно откуда взявшихся вдруг льготников - детей «чернобыльцев», участников боевых действий, ветеранов Куликовской битвы и пр.»

«Живой журнал» предложил всем заинтересованным распространить этот пост, обсудить. И вот блогеры - и студенты, преподаватели, и абитуриенты - делятся впечатлениями от выпускных и вступительных, размышляют о судьбе высшего образования и пытаются понять, кого и что обвинять в том, что образование превратилось, в основной массе своей, в работу деревообрабатывающего комбината: «Принимает дубы, выпускает липу».

Безусловно, к ЕГЭ как у преподавателей, так и у студентов отношение однозначное: «полная лажа», никакого отношения к качеству знаний и интеллектуальному уровню не имеет и иметь не может. Договорились до того, что «тестовая система, прообраз ЕГЭ, появилась в США в школах в бедных кварталах, потому, что чернокожие ученики зачастую не ходили на занятия и не могли написать письменной работы, а надо их было как-то аттестовать. Зачем ее ввели у нас вместо выпускных экзаменов, я не знаю, могу только догадываться».

Но и к системе, уровню, качеству образования тоже выдвигались вполне законные претензии. «Я препод. Что платно, что бесплатно сейчас учатся люди, у которых 2:2 = 0 и прочие прелести. Ниже уровня 7 класса. Они как-то сдают и переходят с курса на курс. Если я упираюсь и не ставлю экзамен, то учебная часть дает направление к другому преподавателю. Многие студенты работают и ноют, что мало (примерно в 2 раза больше доцентской ставки со всеми наворотами). Я вообще не понимаю нафига им всем высшее образование» (taiellor). Но здесь и встречный вопрос, - «а тебе нафига такая работа в вузе?» Ты не берешь мзду - другие берут, то есть круговорот мзды в природе не прекращается. Очень многие преподаватели давным-давно оставили институты и университеты, особенно в начале 90-х, в основном те, кто с головой, и отправились работать кто куда.

Собственно, о том и речь: зачем нам всем высшее образование сейчас, когда кроме диплома, т. е. картонной «корочки», человек ничего не получает, и, собственно, дать ничего не могут. Нет, понятно, что взятки дают и могут давать, и масса преподавателей получает «мзду», да и бюджет очень многих нынешних вузов зависит от количества студентов-платников и так далее. Образования дать не могут, да и получать некому, вот таков итог. Главное - незачем, в материальном смысле диплом о высшем образовании помогает только тем, что определенное место можешь получить, например, врача в больнице. И тут же получается, считают блогеры, что в основном нынешние врачи - представители Кавказа. Больше всего - армяне. А «особо пугает, когда черные, плохо говорящие по-русски «дамы», ведут русский (!) язык и уроки в начальных классах!!!» (mumulf)

Словом, основная цель массы «понаехавших» абитуриентов - «зацепиться» за Москву или Питер любыми возможными способами, пролезть в любой вуз, с любыми бумагами. «Они вообще одновременно подают документы на десятки совершенно разнородных специальностей): главное, чтобы поступить на бюджетное место (то есть бесплатно), и чтобы диплом был хоть чуть-чуть престижным, а учеба необременительной - в механизаторы и агрономы они в большинстве своем почему-то не рвутся».

«Если даже выгонят, их цель жениться на русской дурочке-москвичке. Что происходит уже в массовом количестве»(rusobalt). «А москвички - вообще не люди», - восклицают представители глубинки. «А вот в «вузах в глубинке» такого нет. Не сдал - вылетел!» - гордились одни. «Есть, - парировали другие, - Только 100-бальные экзамены имеют детки из богатых кланов, мЭстная златая мОлодежь, а не достойные ученики с нищими родителями».

«Боже, случилось ужасное, - Москва обнаружила жизнь вне МКАДа!!» - воскликнула блогер ЖЖ из глубинки.

Нет, конечно же, были и спокойные, трезвые и взвешенные мнения: мол, всегда и везде так было, что в любой национальности, в любом уголке страны есть хорошие, умные, талантливые люди, и дело совсем не в паспорте, прописке и степени «столичности» школ. Конечно, есть. «Блин люди вам жалко что ли? Ну поживут чечены и провинциалы в первопрестольной хапнут г...а в вашем гадючнике. Вылетят из универов вернутся в родные Мухосрански. В конце концов 1% это всей этой толпы действительно хочет учиться или же способен хорошо делать любимое дело, а столица вполне себе нефиговый плацдарм. Вам какая разница?» Так-то оно так, в Сорбонне такой же подход: «кто хочет, тот и научится, и останется, и зацепится».

Да и началось вся эта коррупция совсем не в 90-е, и безграмотные абитуриенты со 100-бальными ЕГЭ тоже не сейчас взялись. Нынешнее поколение преподавателей все это прошло, причем в разгар коррупции в советские вузы в 70-е. И помнят прекрасно толпы «медалистов», которые появлялись во всех школах страны сразу после того, как разрешили им сдавать по одному экзамену вступительному в вуз. Причем в один год ни одного медалиста, а на следующий год в той же школе - десяток, а потом и того больше. Причем точно так же эти медалисты писали безграмотно или имели смутные знания по всем предметам. И текли в столицы, в крупные города, и так же выбирали москвичек, даже учась в столичном вузе - ведь тогда еще нужно было пройти через распределение после окончания вуза, а с московской пропиской оставались, разумеется, в Москве. И те же самые споры велись, но только, конечно, не в блогах и не в прессе, а на советских кухнях: куда катится высшее образование?

Иными словами, нынешние преподаватели выросли из этого советского беспредела. И тогда единицы действительно хотели учиться, вот и выучились, и теперь занимают места в столичных вузах, и сами теперь определяют политику высшего образования в современной России. Это еще не тронули аспирантуру и систему работы над кандидатскими диссертациями. Ну, это отдельная песня. Кому только не присваивают и что только в этих «диссерах» не пишут, кто только не изгаляется. В глубинке, конечно, дешевле «степень», а в столице престижнее. Но дорого. Но зато престижно-то как. А в глубинке дешево. Но мелко - нечем щеки надувать.

Словом, все на месте: те вчера по «пять» такие были, а эти сегодня так себе. Но по три. Если бы у меня вчера пять рублей было, я бы ЕГЭ не провалил и вступительные выдержал.

ЕГЭ или коррупция: что убивает образование?


КУДА ОХОТНЕЕ ВСЕГО ПОСТУПАЮТ АБИТУРИЕНТЫ?

Абитуриенты чаще всего выбирают «Связи с общественностью».

Наибольшей популярностью у абитуриентов сегодня пользуется специальность «Связи с общественностью». В Университете экономики и финансов 16 июля конкурс на нее достиг 188 человек на место. Об этом «Росбалту» сообщили в Совете по координации приема в вузы Петербурга.

Второй по популярности стала специальность «Экономика и управление». В Университете водных коммуникаций конкурс на нее составил 140 человек на место.

Уступила свои позиции экономике самая популярная в последние годы специальность «Актер драматического театра» в Академии театрального искусства. В этом году здесь на одно место претендуют 79 человек. Никакая антипропаганда специальности «юрист» не помогла: даже в Аграрном университете конкурс на нее составил 74 человека на место.

http://newsland.ru/News/Detail/id/387468/cat/16/

 

Где учились известные менеджеры

Далеко не все успешные отечественные менеджеры закончили профильный «менеджерский» факультет. Это вполне объяснимо, поскольку большинство из них получали образование еще в советские времена, когда и слово «менеджмент» не употреблялось. Мы взяли список самых лучших менеджеров и посмотрели, какой вуз они закончили.
 
Петр Авен,
президент Альфа-банка,
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (МГУ),
экономист.
Вагит Алекперов,
президент Лукойла,
Азербайджанский институт нефти и химии,
инженер-технолог.
Владимир Богданов,
генеральный директор Сургутнефтегаза,
Тюменский государственный нефтегазовый университет (ТюмГНГУ),
инженер-технолог.
Сергей Богданчиков,
президент НК «Роснефть»,
Уфимский нефтяной институт (УГНТУ),
инженер-технолог.
Рубен Варданян,
председатель совета директоров ГК «Тройка Диалог»,
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (МГУ),
экономист.
Виктор Вексельберг,
предправления ГК «Ренова»,
Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ),
инженер-программист.
экономист-международник.
Герман Греф,
президент Сбербанка РФ,
Омский государственный университет (ОмГУ),
юрист.
Олег Дерипаска,
владелец «Базового элемента»,
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (МГУ), инженер-физик.
Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова (РЭА им. Г.В. Плеханова), экономист.
Владимир Евтушенков,
председатель совета директоров АФК «Система»,
Российский химико-технологический институт (РХТУ им. Д.И. Менделеева), инженер.
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (МГУ), экономист.
Владимир Лисин,
председатель совета директоров НЛМК,
Сибирский металлургический институт, инженер-металлург.
Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации (АНХ при Правительстве РФ), экономист.
Алексей Мордашов,
гендиректор Северстали,
Ленинградский инженерно-экономический институт (ИНЖЭКОН),
экономист.
экономист-международник.
Михаил Прохоров,
президент группы «ОНЭКСИМ»,
Финансовая академия при Правительстве РФ (ФА при Правительстве РФ),
экономист-международник.
Виктор Рашников,
председатель совета директоров ММК,
Магнитогорский горно-металлургический институт,
инженер-металлург, экономист.
Алишер Усманов,
гендиректор Газпроминвестхолдинга,
Московский государственный институт международных отношений (МГИМО),
юрист.
Михаил Фридман,
председатель наблюдательного совета Альфа-групп,
Московский институт стали и сплавов (ГТУ МИСиС),
инженер-металлург.
Александр Фролов,
президент Евразгруп,
Московский физико-технический институт (МФТИ),
инженер-физик.
Николай Цветков,
председатель совета директоров Уралсиб,
Военно-воздушная академия им. Жуковского,
Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова (РЭА им. Г.В. Плеханова),
экономист.
Владимир Якунин,
президент ОАО «РЖД»,
Балтийский государственный технический университет (ВОЕНМЕХ),
инженер-авиаконструктор.
  
По данным рейтинга Ассоциации менеджеров России за 2008 г.
 
Журнал "Куда пойти учиться", сайт www.ucheba.ru


Независимое агентство РейтОР упростило задачу юным карьеристам, подсчитав, выпускники каких высших учебных заведений сегодня вошли в политическую элиту страны. Они проанализировали биографии больших начальников - от президента и его администрации до губернаторов, руководителей Генпрокуратуры и Счетной палаты (включая членов Общественной палаты и депутатов Госдумы и членов Совета Федерации). И свели в табличку, в каких вузах влиятельные государственные мужи и дамы получали первое высшее образование.

Университеты больших начальников



Получилось весьма поучительно. То, что первые места заняли МГУ, Санкт-Петербургский госуниверситет и МГИМО, понятно и легко объяснимо. А вот то, что в рейтинге аж три уральских вуза - Уральская государственная юридическая академия, Уральский государственный технический университет (УПИ) (Екатеринбург) и Южно-Уральский госуниверситет (Челябинск), - поучительно.
 
Можно, конечно, сказать, что среди управленцев высшего звена и должно быть много правоведов. Но среди них немало и технарей! Среди поставщиков элиты - Московский авиационный институт и уважаемая Бауманка! В общем, у людей с системным техническим образованием тоже есть неплохой шанс выбиться в крупные начальники.
 
В каких вузах учились большие начальники, бизнесмены и ученые


СКАЧАТЬ БЕСПЛАТНО КНИГИ - "КЛАССИКУ МЕНЕДЖМЕНТА"


НОВОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ | Просмотров: 5057


Яндекс.Погода
Яндекс.Погода
ДУШЕВНАЯ МУЗЫКА
от Ларисы Ивановны
SADSOUL MUSIC
МУЗЫКА ДЛЯ ДУШИ от ЛАРИСЫ ИВАНОВНЫ
234555.RU
. ip: 3.12.73.149


Работы от Ларисы Ивановны © 2009-2024