Прежде чем коснуться темы самой защиты диплома, хочу уделить внимание предшествующим ей действия: рецензии-отзыву научного руководителя, написанию речи к диплому и подготовке раздаточного материала и, если возможна техническая реализация - презентации. Следует понимать, что у научного
руководителя вы не один, а у рецензента может не оказаться энтузиазма
писать внятную рецензию. Все это может повлиять на оценку Вашего
диплома. Поэтому есть смысл в том, чтобы подстраховать себя и написать
самостоятельно собственную рецензию и отзыв на свою дипломную работу.
Если они будут составлены объективно и по существу, то ни рецензент, ни
научный руководитель не будут против подписаться под ними. В случае
возникновения затруднений с написанием рецензии или отзыва я всегда
готов оказать квалифицированную помощь. Основной критерий привлекательности
раздаточного материала – его наглядность. Под этим подразумевается, что
из него легко извлекается необходимая информация, она точна, актуальна,
современна, верна и полезна. Раздаточным материалом могут быть таблицы,
рисунки, схемы, диаграммы, которые Вы используете в своем дипломе, все
или некоторые приложения и др. Нелишним будет приложить к раздаточным
материалам набор выводов, к которым Вы пришли в своей дипломной работе.
Эти выводы должны быть сформулированы в виде тезисов с минимальным
раскрытием сути каждого из них. Весь напечатанный материал лучше всего
вложить в скоросшиватель и в таком виде выдать каждому члену комиссии. Если Вы считаете нужным при защите
диплома прибегнуть к помощи презентации на ноутбуке или проекторе, то
не забывайте, что презентация не должна отвлекать от сути защиты
диплома и просто обязана отвечать критерию уместности ее использования.
Так что будьте осторожны, рассчитывая на ее помощь. Речь к диплому, которую вы
будете говорить на защите, естественно, надо продумать заранее. Она не
должна быть длинной. В ней следует кратко затронуть такие важные
вопросы, как актуальность исследуемой темы, научная новизна, и после
схематичного раскрытия ее сути следует уделить особое внимание выводам
и предложениям на основе этих выводов (если имеются). Никогда не будет
лишним в процессе защиты показать масштабность объема проделанной
работы, сопроводив это статистическим материалом или результатами
опроса. Речь к диплому лучше всего иметь в виде схемы на листе бумаги.
Читать на защите с листа не рекомендуется – как правило вас остановят и
сразу перейдут к вопросам. Говорить надо не торопясь, спокойным
тоном. Когда члены комиссии начнут задавать вопросы, не нужно теряться
– уверенно отвечайте что-нибудь, что имеет отношение к теме Вашего
диплома, но без «воды». Стоит четко понимать, что залог
хорошей оценки за защиту диплома – это совокупность профессионально
написанной дипломной работы и грамотно проведенной защиты диплома.
Комиссия состоит из опытных людей, и они могут получить представление о
Вашей работе и от двухминутного перелистывания ее страниц. Не менее,
чем от качества диплома, оценка зависит и от впечатления, которое Вы
произведете на комиссию при защите. Уверенное выступление без чтения
всего текста по бумаге, четкие ответы на вопросы, хорошее
ориентирование в материале дипломной работы и ее библиографии – залог
защиты на «отлично». Желаю успешной защиты диплома! http://urum.ru/
Беседа 1. Как построить речь для защиты диплома
Речь… Любая речь, будь то защита диплома, бакалаврского или магистерской имеет некоторые правила построения. На этой страничке Вы видите неофициальные правила, составленные опытным путем. Они сформированы после долгих
бесед с дипломниками, бакалаврами и большого количества проведенных предзащит.
Примерный план выступления:
1. Обращение ("Уважаемые члены государственной аттестационной комиссии", к примеру) 2. Тема ("Вашему вниманию…" или "Темой представленной работы …") 3. Введение. Экскурс, введение в проблему. Оно должно показывать, о чем
сейчас пойдет речь. Или введение в круг вопросов, которые относятся к
области вашей задачи. 4. Актуальность работы. Зачем она нужна, почему возникла. Почему ее надо выполнить. 5. Постановка задачи (Что необходимо сделать) 6. Описание проблем и препятствий, возникших при решении задачи. Математический аппарат. 7. Как чудесно Вы преодолели все препятствия. Алгоритмы. 8. Представление и интерпретация результатов. 9. Выводы ("В дальнейшем данную работу можно интегрировать, расширить. Планируется исследование, разработки, использование и внедрение...") Проведение выступления:
1. На выступление отводится некоторое время. Есть максимальный и
минимальный периоды. Рекомендую Вам настроиться на минимальный, дабы не
утомлять слушателя. Все равно Вы растянете выученную речь на бОльший
отрезок времени. 2. Учить речь необходимо. Но только после всех предзащит, когда все
советы услышаны и восприняты. Поэтому на предзащите рекомендуется
читать речь с листа, чтобы затем легко внести точные исправления. 3. Говорить надо четко и понятно. Размеренность вызывает у слушателя
впечатление твердых знаний и уверенности докладчика. Это Вам на руку. 4. После названия сделать паузу, чтобы оно "осело" в сознании слушателей. 5. Закончить выступление также надо и специальной фразой "Доклад окончен", и интонацией показать, что Вы все рассказали. 6. В соответствии с планом речь должна скользить по плакатам, и лучше,
если она последовательно обходит все плакаты, не пропуская даже
мелочей. Плакаты должны Вам дать возможность вспомнить о чем Вы
говорили и рассказать своими словами. 7. Необходимо, чтобы слушатель смог Вас понять - то есть чувствовать
себя умным и так далее, далее, далее... В то же время Ваше выступление
не должно быть слишком простым. По-крайней мере свой вклад необходимо
осветить ярко. Далее… 8. О себе не говорить от первого лица. Лучше вообще о себе не говорить. Все в третьем лице. ("Были рассмотрены вопросы… Было проведено исследование …") Если никак не обойтись, можно в крайнем случае применить местоимение "Мы". ("Да, мы исследовали этот вопрос.")
Ответы на вопросы:
1. К ответам на вопросы надо готовиться. Во - первых, на вопрос всегда
надо отвечать. Даже если ответ Вам неизвестен. Обговорите с научным
руководителем вариант ответа "Если я ответа не знаю". 2. (военная хитрость) Если что-нибудь очевидное из рассказа упустить,
то у слушателей будет поле для деятельности - простые вопросы, которые
ему захочется Вам задать (Эффект "Жёлтой собачки"). 3. Во время предзащит и во время бесед с руководителем "всплывают"
вопросы. Все вопросы, которые Вам задали, надо записывать в специальный
файл. Дальше нужно ответить на вопросы из файла - самостоятельно или с
руководителем. Перед защитой останется только повторить вопросы и
ответы. Будьте уверены, большинство вопросов, которые Вам зададут,
будет в Вашем файле. Так предварительная работа поможет вам более
успешно пройти защиту. 4. Ответы на свои вопросы записывайте наряду с другими. Тогда и у Вас будет полная уверенность в своих силах.
Толстоба
Надежда Дмитриевна
Бедный студент + Злой преподаватель + Добрый преп
Словосочетание "желтая собачка"
пришло в лексикон пиарщиков и журналистов из истории про прием, который
активно использовался действительным членом Санкт-Петербургской
академии художеств Владимиром Фаворским. Рисуя картину на заказ,
художник обязательно пририсовывал в нижнем правом углу желтую собачку.
Конечно, заказчику это не нравилось и он, как правило, требовал убрать
это "лишнее" изображение. Автор не сразу соглашался это сделать, но
после долгих споров все-таки убирал свою желтую собачонку. В итоге
заказчик оставался доволен тем, что собачку убрали, а сам художник -
тем, что сама по себе картина как некая цельная концепция была принята
без изменений.
http://wiki.sovetnik.ru/index.php?title=%D0%9E%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7-%D0%B2%D0%B0%D0%BC%D0%BF%D0%B8%D1%80
|