22 Декабря 2024, Воскресенье
Лариса Ивановна
234555@mail.ru
ЯД: 4100116961297399
КИВИ: 9176131115
МЕНЮ
ПОИСК ПО САЙТУ

Главная
» 2009 » Март » 16 » КАК БУДЕМ ЖИТЬ, СТУДЕНТЫ ?
КАК БУДЕМ ЖИТЬ, СТУДЕНТЫ ?

Студентка

Съезд ректоров России
обсудил проблемы

высшего образования

20 марта 2009 года

В эти дни власти страны наглядно показали, как они ценят образование. Президент России Дмитрий Медведев. Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл. Президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин. Знаменитый борец за права обездоленных Олег Смолин. Ну, про министра Фурсенко нечего и говорить. А глава комитета Государственной Думы по образованию Григорий Балыхин и сам недавно был подчиненным Фурсенко.

Перевод обедневших студентов-платников (отличников и хорошистов) на бюджетное обучение: таких счастливчиков в нынешнем году будет около 25 тысяч. Кроме того, Медведев предложил учебным заведениям «зафиксировать плату в рублях на весь период обучения», признавая, что это принесет «чувствительный урон» университетской казне. Более 300 вузов уже откликнулись.

Для молодого человека будет облегчена возможность взять кредит на образование под низкий процент (75% ставки рефинансирования Центробанка) с возвратом после трудоустройства, а государство выступит поручителем по кредиту. Число мест в бюджетной магистратуре возрастет до 34 тыс., в аспирантуре – до 29 тыс. А выпускники, которым не удастся найти найдет работу после выпуска, могут претендовать на переподготовку по дефицитным специальностям.

Но еще до президентской речи ректор МГУ и президент Российского союза ректоров Виктор Садовничий назвал кризис «точкой бифуркации», которую нужно использовать для нового роста. И другие ректоры призывали не пропустить грядущий подъем. Например, ректор Московского инженерно-строительного института Валерий Теличенко в беседе с корреспондентом «Росбалта» признал, что кризис, конечно, ударил по строительной отрасли. Но тут же рассказал, что в МИСИ как раз недавно открыты новые кафедры – высотного строительства и интеллектуальных систем автоматизации зданий. «А завтра все это будет очень востребовано! – заметил ректор.

Левая, «социалистическая» оппозиция, как и подобает ей, предложила более радикальные меры. Ее устами говорил Олег Смолин, многолетний незрячий депутат Госдумы, а ныне председатель Всероссийского общества «Знание». Предложения таковы: ввести беспроцентные образовательные кредиты, увеличить набор на бюджетные отделения до урожайного уровня 2004 года, отказаться от секвестирования образовательного бюджета и выделить еще 270 млрд рублей на зарплату учителям. А также отложить на три года закон о едином государственном экзамене и о двухуровневом образовании «Бакалавр-магистр».

Засвидетельствовав свое уважение Смолину, глава думского комитета по образованию Григорий Балыхин все же заметил, что законопроект о пересмотре ЕГЭ парламентарии отклонили. Пара месяцев осталась до аттестата – негоже правила менять.

Сегодня уже всем ясно, что победить чудовищную коррупцию в образовании революционным ударом в виде ЕГЭ не удалось. По данным Олега Смолина, на родительских кошельках все это сказалось еще сильнее. Прогремела масса скандалов, — так, например, лучшими по русскому языку оказались некоторые кавказские республики, да еще с большим отрывом. Правда, национальный вопрос участники съезда предпочли напрямую не затрагивать.

Зато много говорили о другом «подводном камне» ЕГЭ. Как известно, экзамен обязателен по математике и русскому языку, — а остальные предметы школьник выбирает сам, в зависимости от профиля учебного заведения. А дальше произошло то, чего можно было ожидать: школьники оказались весьма холодны к физике. Меньше половины выразили желание ее сдавать, — для нашей страны это скандал. В СССР всегда делался упор  как на инженерное образование, так и на фундаментальную физику: большая часть вузов была технической, а на престижном олимпе всегда находились Физтех, физфак МГУ и МИФИ.

«Прямым ударом по инженерно-техническому образованию» назвал случившееся ректор МИСИ Валерий Теличенко. «Мы, технические вузы, можем остаться без набора», — сказал он. Еще резче выразился ректор Волгоградского государственного педагогического университета Николай Сергеев: «Не то, что конкурс, — по физике всех живых собери, и то не хватит». 

Да и не все ректоры безоговорочно против ЕГЭ. Сам же Теличенко заметил корреспонденту «Росбалта»: «В принципе, ЕГЭ гораздо удобней. Вы же понимаете, каково организовать вступительные экзамены для нескольких тысяч человек. А тут приходят ребята с результатами ЕГЭ, и я подсчитываю баллы. Вот, лучше ли это, — как знать».

Самое тревожное (но и вполне понятное): было признано, что сокращение числа вузов все-таки будет. «Всего мы точно не сохраним», — заметил Виктор Садовничий, отвечая на вопрос корреспондента «Росбалта». По прогнозу ректора МГУ, это сокращение, скорее всего, пройдет «естественным путем», без прямого насилия со стороны государства.

Ректоры-технари возлагают большие надежды на создание малых предприятий при вузах (о чем также говорил и президент Медведев). Многие надеются начать выпускать продукцию, на которой можно заработать. Так, ректор Тамбовского государственного технического университета Сергей Мищенко заинтриговал собравшихся, заметив: «Мы на нашем реакторе даем три тонны нанопродукта в год».

Что же касается гуманитариев, то ставший уже притчей во языцех переизбыток юристов-экономистов – тоже вопрос не такой простой и ясный. И ректор МГУ Садовничий, и выступавшие на съезде социологи подтвердили, что, даже несмотря на кризис, юристы, а тем более экономисты, все еще работодателем востребованы. Казалось бы, к чему же крылья подрезать? Но верно и то, что  уж больно эти «крылья» размахнулись. Садовничий повторил, что не может отражать реальность ситуация, когда из 7 млн. студентов, 800 тысяч – правоведы. А физиков и математиков – в восемь раз меньше.

«Я не противник гуманитарного образования, — подвел черту министр Андрей Фурсенко.- Но, к сожалению, в этих сферах процент псевдообразования выше. Хороший юрист работу найдет всегда. Но огромное количество факультетов берет на себя ответственность за подготовку, в которой они ничего не понимают». В общем, юрфакам технических вузов постепенно придет конец: совесть надо иметь. Словесникам же министр понимающе, но твердо заметил, что «русский язык надо учить в школе», да и иностранные тоже. Кстати, и ректор МГУ, и министр образования упорно употребляли оборот «предпринять меры», так что, видимо, реформа русской разговорной речи все же де-факто совершилась.

Ну, а Патриарх Кирилл, как ему и подобает, говорил о нравственности в эпоху высоких технологий. Напомнив, что «советское атеистическое государство» рухнуло, имея блестящую науку и образование, святейший Кирилл заметил про молодежь: «Нельзя по пальчикам бить, нельзя менторски учить, но надо создавать систему ценностей». Дмитрий Медведев переиначил это немного по-своему: «Советская система ценностей была во многом ложной, но она разделялась значительной частью общества». В новой системе ценностей, с чем согласны все, образование сохраниТ свое ключевое место. Дай-то Бог.

Леонид Смирнов    

 http://www.rosbalt.ru/2009/03/22/627889.html

НОВОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ | Просмотров: 3138


Яндекс.Погода
Яндекс.Погода
ДУШЕВНАЯ МУЗЫКА
от Ларисы Ивановны
SADSOUL MUSIC
МУЗЫКА ДЛЯ ДУШИ от ЛАРИСЫ ИВАНОВНЫ
234555.RU
. ip: 3.142.197.111


Работы от Ларисы Ивановны © 2009-2024