Много лет я спорил - в жизни, в сети - с людьми, которые рассказывали
мне про мою страну какие-то странные вещи. Я пытался что-то доказывать,
обосновывать, приводить цифры, свои воспоминания, воспоминания и
впечатления друзей и знакомых - но они стояли на своём. Было так - а не
иначе.
«В 1981 на центральном рынке города Новосибирска на
единственном мясном прилавке рубили что-то вроде дохлой лошади», -
говорил мне Петр Багмет, известный в фидо, как «пан аптекарь».
-
Помилуйте, пан аптекарь! - Но я жил в двух кварталах от этого рынка - и
он был весьма богат! Я же там был! - Так и он там был... И меня вдруг
осенило! Мы жили в разных странах! Да что там в разных странах - в
разных реальностях!
И не только пан аптекарь - но немало других.
Мне
даже стало жалко их - в такой страшной и неприглядной реальности ОНИ
жили. Уже в детском саду их били воспитатели, ненавидели и изводили
другие дети, их кормили насильно мерзкой липкой кашей.
В моем
садике были замечательные цыплята, выложенные кирпичом жёлтым по
силикатному, воспитатели читали нам замечательные книжки, к нам
приходили шефы с кукольными спектаклями. Были огромные кубики, с
полметра высотой, из которых можно было строить корабли и замки.
Настольные игры, игрушки, куклы - все было.
А на праздники мы
устраивали замечательные утренники, вылезая из кожи, чтобы порадовать
родителей. Мы декламировали стихи, танцевали, пели. Даже помню, на
ложках играли. И с какой гордостью мы показывали моряцкий танец в
родительском НИИ! И какой матросский воротник и бескозырку сшила для
меня мама!
А ИХ с самых детских лет - посылали с шести утра
стоять в очередях за молоком. И даже в Новый год в подарках им давали
маленькие, сморщенные, кислые мандарины! Но я-то помню, что мои
мандарины были очень-очень вкусные!
И даже дома их кормили какими-то ужасными синими курами, серой лапшой.
И
сахар был у них серый, мокрый и несладкий. И в школе им было тяжело.
Над ними издевались тупые учителя. От них в библиотеках прятали книги.
А в моей реальности - мне приносили новинки с ещё не просохшими штампами.
Учителя у меня по большей части были замечательные люди.
Почти
всех, насильно загоняли. Сначала в октябрята, потом в пионеры. И всю
дальнейшую жизнь загоняли! Куда только не загоняли. Да, их реальность
можно было только стойко переносить.
Летом я один сезон проводил
в пионерском лагере, другой - с бабушкой в городке отдыха «Радуга», и
минимум раз в два года мы ездили всей семьёй в Крым, в Анапу. Море,
ракушки, крабы, арбуз, закопанный глубоко в мокрый песок, - это Анапа.
Здорово!
Им - путёвок не давали, их лагеря больше напоминали
концентрационные, чем пионерские, городков отдыха не было. Да, потом их
загоняли в комсомол. В их комсомоле надо было молчать на собраниях и
выполнять приказы. И были злые партийные кураторы. Если ты не слушал
злого куратора - то могло случиться что-то страшное. Такое страшное,
что ОНИ даже сказать не могут.
Я «перевернул» первое же
отчётно-выборное собрание, после чего сам оказался в комитете
комсомола. И партийным куратором у нас была Лидия Аркадьевна - милейший
человек.
Их с самого детства отрезали от заграницы. Им не давали
встречаться с иностранцами, а если вдруг такое случалось - то забирали
все, что иностранец давал бедному ребёнку. Ужас, правда?
А в
моей замечательной стране - были клубы интернациональной дружбы. Мы
общались с американцами, англичанами, немцами. И с западными - тоже.
Переписывались даже. Чехи и словаки вообще были как родные. Французов,
правда, не помню. А когда с транзитного самолёта сняли пожилого
шотландца с сердечным приступом - его не спрятали от народа в
спецлечебнице, как это произошло бы в ИХ мире, а положили в ветеранскую
палату к деду. И сестра бегала к ним переводить. И потом даже бандероль
с какими-то сувенирами пришла. И её никто не отобрал. Ведь это была не
их - НАША страна.
А ещё мне жалко их родителей. Они были такие
хорошие - но их всегда затирали злые начальники. Денег всегда не
хватало, и они искали какие-то шабашки, а злые начальники им запрещали
эти шабашки искать. И работали с ними всегда плохие люди - они все
время завидовали. Их родителей тоже загоняли - в партию.
Один из
НИХ почему-то очень гордился, что комбайны, которые изобретал его папа,
очень плохо работали. Хотя папа был очень талантливый.
И моя
мама была очень талантливая, но её «изделия» почему-то работали. И я
гордился именно этим. Наверное, потому, что это было в другой стране.
А начальник у нее был жук. Но почему-то это было скорее похвалой. Он был чернявый и очень хитрый - я хорошо его помню.
А
ещё мама была изобретателем. И статьи писала. И её за это не
наказывали, а наоборот - платили деньги. И почему-то в партию её никто
не загонял.
А ещё им врали. Все. Газеты, радио, телевидение,
учителя. Даже родители. Одна девочка спросила папу, почему он слушает
Аркадия Северного - ведь это враг? А папа ответил - потому что врага
надо знать в лицо. А сам просто его любил, этого Северного.
Ещё
этот папа рассказывал - что заставляли его прислушиваться во время
олимпиады к разговорам с иностранцами и докладывать куда надо, а при
возможности разговоры сводить к правильным. Но ведь ему уже не было
веры, правда?
Став старше, я заметил, что реальности разошлись
не в момент моего рождения. В «их» стране кабанчика приходилось резать
ночью, чтобы не забрал комиссар...
А в моей в это время уже и комиссаров-то не было, в начале 70-х.
Они жили в какой-то странной «Верхней Вольте с ракетами», а мы - в великой мировой державе.
Даже Великая Отечественная война у нас оказалась разной.
В
их реальности - врага «завалили мясом», воевал некий странный субъект
под названием «простой мужик». Коммунисты - отсиживались в тылах. Все.
Поголовно. На одного убитого немца приходилось четыре, а то и пять
убитых «простых мужиков». Но «простой мужик» таки победил. Вопреки
всем. И коммунистам в тылу, и Жукову, который спал и видел, как
побольше «простого мужика» извести. И командирам, которые только с ППЖ
развлекаться могли и пить трофейный шнапс, добытый «простым мужиком». А
особенно - вопреки лично тов. Сталину. Танки у нас были плохие.
Автоматы плохие. Самолёты плохие. Но только те, которые наши. Союзники
поставляли нам хорошие. Вот именно хорошими танками «простой мужик» и
победил. Но злой Сталин забрал у «простого мужика» все плоды победы, а
самого «простого мужика» посадил в Гулаг. Такой он был нехороший.
В
моей реальности - тоже была война. Но в ней воевали все. И партийные, и
беспартийные. Все советские люди - кому позволяли здоровье и возраст. И
даже кому не позволяли - шли воевать тоже. Коммунист дед Иван
Данилович, до войны - сельский учитель, погиб при прорыве у местечка
«Мясной бор». Коммунист дед Федор Михайлович Гаврилов, до войны -
директор школы, прошёл всю войну, был ранен, награждён орденами и
медалями. Потери на той войне были страшными, но именно потому, что
враг не щадил гражданское население. А солдат погибло почти столько же,
сколько у врага и его союзников вместе взятых на Восточном фронте.
Потому что воевали хорошо - и быстро учились. И была техника, которую
производила наша, советская промышленность. Отличная боевая техника.
Было тяжело - но моя страна победила.
Мы жили, строили, думали о будущем, учились. Нас волновали мировые проблемы.
А
они - думали, как свалить эту мерзостную систему. И самое страшное -
свалили. Вот тут реальности на короткое время пересеклись - потому что
исчезла и моя страна.
Мы, те, кто был в ней счастлив, - даже не подозревали, что свое счастье нужно защищать, держаться за него зубами и ногтями.
Вот и не защитили.
А дальше - миры вновь разошлись. У «них» настало счастье - ведь появились бананы, колбаса, женское белье и свобода.
А
у нас началась полоса трагедий - разваливалась наука, производство,
вчерашние союзные республики охватил огонь войны, в котором бывшие
советские граждане убивали бывших же советских.
Треть молодежи и предпринимателей хочет покинуть Россию
Более 35% предпринимателей и почти треть молодежи, по данным
«Левада-Центра», планируют покинуть Россию в ближайшее время.
Официальная статистика не столь трагична. Тем не менее, кризис вновь
навеял россиянам мысли о перемене места обитания, пока без потери
российского гражданства.
Экономический кризис, несмотря
на все заверения Кремля, оказался более глубоким, чем ожидалось. Самая
активная часть населения вновь обратила свои взоры на Запад. Однако, в
отличие от 90-х, сегодня и за рубежом жизнь не слаще.
Тем не
менее, решение уехать без возврата готовы принять менеджеры,
предприниматели и квалифицированные специалисты. По данным
«Левада-Центра», в ближайшее время Россию могут покинуть до 100 тыс.
предпринимателей и специалистов высокой квалификации. По сравнению с
1,5 млн перестроечных «перебежчиков», которые (по данным
«Левада-Центра») оставили российские просторы после распада СССР, это
выглядит не угрожающе. На первый взгляд, действительно – сущий пустяк.
Однако проблема в том, что эти 100 тыс. — наиболее дееспособная часть
жителей страны, которые могут значительно увеличить тлеющий на глазах
ВВП и создавать рабочие места. К счастью, пока большинство из
потенциальных эмигрантов не собираются отказываться от гражданства
России.
В большинстве случаев россияне сохраняют паспорт и
прописку, перебираясь за границу на несколько лет в поисках работы, на
учебу или для открытия собственного дела. В конце 2008-го, на волне
плотного вхождения России в кризис, когда специалисты «Левада-Центра» и
проводили свой опрос, постоянно думали об эмиграции 15% респондентов.
Среди молодежи таковых насчиталось 30%, готовых к эмиграции
предпринимателей оказалось 35%, управленцев — 25%. Военные и
милиционеры оказались самыми «патриотичными». Среди них желающих уехать
из России оказалось менее 1%. Что и понятно. В России тем, кто
охраняет, всегда жилось лучше, чем тем, кто создает.
Если же
обратиться к официальной статистике, то, по данным Росстата, из России
в страны дальнего зарубежья на ПМЖ уезжают в среднем чуть более 1300
человек в месяц. Отметим, в категории «эмигрантов» Росстат учитывает
только тех, кто официально отказался от российского гражданства, в
целом официальная статистика демонстрирует достаточно спокойные цифры.
Так, по данным ВЦИОМ, в конце 2008-го о своем твердом намерении выехать
из страны заявили лишь 5% опрошенных россиян. Правда, желание
поучиться, поработать за рубежом, отправиться в длительное путешествие
действительно выразили большинство.
В то же время недавний опрос
радиостанции «Бизнес FM» и finam.fm отразил уже более жесткие
показатели. 53% проголосовавших (3892 голоса) не хотели бы уезжать на
ПМЖ за пределы России и 47% (3489 голосов) согласились бы покинуть
страну. Стоит отметить, что последний опрос пришелся уже на пик
кризиса, и аудитория «Бизнес FM» — это более активные люди, чем в целом
по стране. Причем половина представителей среднего класса среди причин,
побуждающих их к отбытию, прежде всего жалуется на отсутствие
стабильности в России, лишь 13% полагают, что она не только есть, но и
надолго. По данным «Левада-Центра», 76% жителей 14 крупнейших
российских городов в возрасте 24-39 лет, с высшим образованием и
доходом выше среднего по стране (Москва — €1500, Санкт-Петербург —
€1000, другие города — €800) не чувствуют себя защищенными от произвола
властей и милиции, а 60% уверены, что чиновники не подчиняются законам.
В
целом аналитики, политологи и социологи сходятся во мнении, что если
кризис в нашей стране продлится значительно дольше, чем на Западе,
Россия действительно столкнется с катастрофическими потерями
квалифицированной рабочей силы.
По данным Deutsche Welle, сейчас
из России, кроме людей с деньгами, уезжают в основном биологи, физики,
химики, математики, а также компьютерщики. А самыми привлекательными
странами для эмиграции считаются США, Канада, Германия и Израиль.
Именно в указанные страны направляется основной поток эмигрантов.
Конечно,
сегодня ажиотажного схода соотечественников за границу не наблюдается.
Однако некоторое увеличение чемоданных настроений имеет место. В
частности, Статистический центр Финляндии отмечает рост числа ночевок
россиян в Финляндии в первые месяцы 2009 года на 5% — до 254 тыс.
чел./суток. Это тенденцию подтверждается и цифрами. По словам
генерального консула Финляндии Олли Перхеэнтупа, за I квартал 2009 года
выдано 106 тыс. виз против 102 тыс. за аналогичный период прошлого
года. Правительство США в отношении лояльных россиян тоже проявило
невиданную щедрость. В 2009 году молодым гражданам нашей страны,
желающим поработать либо поучиться в стране, будет выдано более 40 тыс.
американских виз по программе Summer Work and Travel.
В целом
же, по словам заместителя главы дипломатической миссии посольства США в
Москве Константина Эрика Рубена с 1 октября 2007 года по 1 октября 2008
года в московском посольстве получили более 200 тыс. заявлений на визу,
что на 22% больше, чем за тот же период в прошлом году. Увеличилось и
количество выданных американских виз сроком на 2 года. Для справки, в
большинстве случаев визы в США выдаются сроком на 1 год с возможностью
многократного посещения страны.
Интерес к путешествиям «за три
моря» может оказаться не случайным, поскольку прежде чем покинуть
родину, нужно хотя бы прочувствовать каково там — на чужбине.
Я напишу о том, что мне в Германии нравится. И чем Германия
совершенно очевидно превосходит мою родную страну - считать ли таковой
Россию или СССР. Причем это очень важная вещь.
А нравится
мне в Германии первая статья конституции. Она гласит: Die Würde des
Menschen ist unantastbar. Sie zu achten und zu schützen ist
Verpflichtung aller staatlichen Gewalt.
Перевод: Достоинство человека неприкосновенно. Уважать и защищать его - долг всех властей в государстве.
Здесь
мы переходим к материям более глубоким и сложным, чем социальный строй.
Потому что строй может меняться - а вот эти глубинные
народно-психологические вещи остаются.
Это не значит, конечно,
что в Германии прямо-таки все и сплошь уважают человеческое
достоинство. Нет. Могут и чиновники обхамить, особенно, если ты от них
зависишь. Есть и законы, и выступления политиков бывают, которые
прямо-таки полностью противоречат этой статье.
Но! (и это подтверждает мою любимую мысль, что народы вполне можно
воспитывать) Всего этого - хамства, как частного, так и публичного - на
порядок, если не на два порядка меньше, чем в России. Это, увы, факт. С
этим, наверное, согласится любой, кто хоть немного в курсе ситуации.
У меня лично волосы дыбом встают, когда я читаю российские СМИ,
порой такое прочитаешь о "быдле", о "нищих" или еще о каких-нибудь
"неуважаемых" слоях населения, что непонятно, как этих журналистов еще
земля носит. Как им не стыдно самим себе в глаза смотреть, обхамив
сразу такое количество народа. Да, в Германии к этому относятся
поосторожнее. Могут, конечно, завернуть какую-нибудь сложную фразу,
дескать, тяжелое положение людей с низкими доходами связано с их
личностными психологическими особенностями. Но это, согласитесь, не
хамство - это просто точка зрения.
В Германии могут сказать, что дети нуждаются в материнской заботе, и
что надо поддерживать традиционную семью - но никак, ни в коем случае
не могут обхамить женщин, объявляя их принципиально отличными от мужчин
существами, "не совсем людьми", "имеющими свое особое женское
предназначение".
Ну и личное общение с чиновниками, с представителями торговли и
сферы услуг... да с кем угодно... ладно, не будем об этом - слишком
грустно. Даже капитализм в Германии другой. Здесь не говорят "прислуга"
(сейчас - раньше-то было такое), говорят "помощница по дому",
"уборщица", "экономка". Здесь вообще относятся с уважением к любому
обслуживающему персоналу. И о "быдле" никто не смеет заикаться. И само
так называемое "быдло"... да его и нет. Потому что даже пьяный и
грязный бомж обладает чувством собственной ценности и достоинства, и
другие тоже знают, что его оскорблять нельзя.
То есть это вещь, которая здесь действительно бросается в глаза. Которую нельзя не заметить.
Статья
первая немецкой конституции, с одной стороны, прямо положительно влияет
на общественную психологию. Это заметно. То есть ни одному политику
просто не дадут неуважительно высказаться о какой-то группе населения.
И законы критикуют именно с этих позиций: а-а, а как же Würde des
Menschen?!?! Антиконституционно! А раз есть критика, то политики и
журналисты язычок соответственно и придерживают. А вслед за ними и
любой представитель власти, вплоть до самых мелких.
Кстати, интересно сравнить с конституцией РФ. Ну первая часть там
вообще про государство, это понятно, что такое какой-то там видите ли
человек по сравнению с российским Государством?! Но вторая статья - про
человека. Но не про достоинство, а просто "права и свободы". А это
совсем другое понятие. Можно иметь права - но не иметь никакого
достоинства. То есть Конституция - это все-таки не бла-бла, это не
просто так красивые слова. Конституция - это то, что действительно "в
основе", то, что определяет и решает все остальное.
Но с
другой стороны, мне кажется (дальше уже идут мои спекулятивные
рассуждения), что эта статья сама по себе - отражение чего-то гораздо
более глубинного, какого-то дремуче-архетипического различия. Это
именно то, по поводу чего расисты любят проходиться, дескать, русский
человек раб "по своей природе". Бред, конечно. "По природе" рабов не
бывает. Это то, что любят списывать на "коллективизм" и "общинность"
русского/советского народа, то восхваляя эти качества, то проклиная. Но
это не имеет отношения к коллективизму или индивидуализму.
Мне
кажется, это у нас какая-то просто общая беда. Отсутствие достоинства,
понимания ценности своей личности - и чужих тоже. При этом мы можем
быть очень хорошими людьми, даже героями, но нет какой-то простой
уверенности: меня НЕЛЬЗЯ оскорблять (и других нельзя), меня нельзя
бить, я сам уважаю себя, и другие должны меня уважать.
Причем не за какие-то заслуги. Просто потому, что я человек. Weil
der Mensch ein Mensch ist, писал Бертольд Брехт - "Так как человек -
это человек, ему нужны одежда и обувь; он должен что-то есть; его
нельзя пинать в лицо сапогом". Никаких специальных оснований, подвигов,
денег, достижений, возраста, пола, здоровья - для этого НЕ НУЖНО.
Только одно: принадлежность к человеческому роду.
А у нас нет
этого. Ну нет! Какое там достоинство? О человеке можно сказать все, что
угодно. Это пронизывает все - само государство, СМИ, армию, школу,
межчеловеческие отношения, семью. Конечно, бывают разные семьи, есть
исключения - но так, в общем и целом... Даже в семье достоинство
ребенка как бы не существует вообще, его можно ударить, даже выпороть,
можно унизить словесно как угодно. И попробуй возрази против этого (о
да, я пробовала)! Любовь к ребенку непосредственная, потому что он
ребенок, родной, солнышко, лапочка - отодвигается на второй план, на
первом - требование ЗАСЛУГ. Чтобы хорошо учился, чтобы был спортивным,
не позорил маму и папу. Причем тут даже не "удовлетворение родительских
амбиций". Если бы хоть это! Это говорило бы о том, что у родителей по
крайней мере есть амбиции.
Тут проблема в том, что у родителей самих нет сознания своего
достоинства "просто так". И они БОЯТСЯ. Боятся, что окажутся
несостоятельными. Раз соседская Маша - отличница и чемпионка по
фигурному катанию, а мой Вовка - двоечник и толстяк, то я дерьмо
собачье, а не родитель, а Вовку этого глаза бы не видели.
Потом такой ребенок вырастает, и нет у него в душе опоры, стержня,
уверенности "я ценен сам по себе, просто потому, что я человек". Не
потому, что у меня образование, что я "чего-то добился", что у меня
есть деньги, что я герой и молодец - а просто так. В России распространена манера любить и уважать "за заслуги".
То есть просто так ты ничего из себя не представляешь, ты так себе,
ничтожество. "Ты еще никто", сообщали мне в молодости родственники.
"Как это никто?" - молча удивлялась я. Вот похрипи, понатужься,
потрудись, повоюй, ДОКАЖИ, что ты что-то из себя представляешь - тогда,
может быть, мы тебя начнем уважать..
С одной стороны, такая установка в чем-то позитивна: она заставляет
напрягаться. Мы ведь реально молодцы. Мы действительно "многого
добиваемся", мы очень сильные, мы очень умные, много знаем, много
умеем. Да, по сравнению с другими народами. Да, хотя кому-то это
покажется неверным - почему, я напишу ниже. Со всех других сторон эта
установка отвратительна.
Потому что она ЛОЖНА. Никто никогда не будет уважать тебя за
заслуги. Это ерунда. "Люди вообще" довольно неблагодарные существа и не
склонны замечать чужие заслуги. "Фронтовик? Развелось тут ветеранов
всяких...", "Профессор? Подумаешь, очки нацепил!" "Мать пятерых детей?
Разводят тут нищету". Если кто-то и уважает - это скорее исключение,
чем правило. Уважают тех, кто уважает себя сам. И вот здесь
получается второй тип человека - тот, кто решил, что он уже добился
"заслуг" и теперь может себя уважать. Особенно часто встречается среди
женщин. Тот самый тип "советской тетки", которая "всего добилась" и
теперь может учить всех как жить, уважает себя, и ее глубоко уважают (и
даже боятся) все окружающие. Беда лишь в том, что глубинного понимания
достоинства человека у нее тоже нет, и достоинство других она вовсе
уважать не собирается. Ведь они же не добились, у них же нет тех
заслуг, какие есть у нее. И детей своих она не уважает, они еще не
люди, они только заготовки.
Причем это проблема не советская.
Она была в Союзе, да. С ней не справились (да и не пытались). Но она
существовала и раньше. Намного раньше.
Я подозреваю, что это связано с православием. Помнится, в 90е годы,
когда стало ясно, что Союза нет, а есть "Россия", стали лихорадочно
осмыслять, а что же это такое, Россия, русские... чем же мы
принципиально отличаемся от других. Чем православие отличается от
других религий. И помнится, многие писали - вот В.Непомнящий, например,
что дескать, католицизм - это культура Рождества, а православие -
Пасхи, западные люди, дескать, ценят то, что Бог стал человеком и
потому вообще ставят человека на первое место, вот такое у них
человекобожество (в дурном смысле). А в православии главное, дескать -
это обОжение, преображение человека. Но ведь в этом-то и есть, если
вдуматься, самая суть. То есть сам человек - ничто. "Ты ничего из себя
не представляешь", "ты еще пока никто". А вот когда он обОжится, то
есть приложит какие-то сверхусилия, будет отмечен Богом и в общем,
преобразится - вот тогда ого-го. Так что 99,99% процентов людей...
которые не обОжены... сами понимаете. Но может быть, я это понимаю
как-то неправильно, знаний у меня по этой теме маловато, возражать не
буду. Может быть, какие-то другие причины. Община там, климат,
государственность... Не знаю.
Был такой вот фильм, посвященный
как раз этому осмыслению "что такое русские" - "Сибирский цирюльник".
Ну там просто "все про это", но особенно интересен пролог. Там русский
парень в американской армии - он выгодно отличается от этих "тупых
американцев" тем, что разбирается в музыке. Там и вообще в фильме
русские - прямо сверхлюди какие-то (я вообще-то оттуда ликеидов
передрала) - и физически суперразвитые, и морально возвышенные, и оперы
ставят, причем голоса поставленные, и говорят на куче языков. Но
что интересно, парня этого, который унаследовал от отца-сверхчеловека
такие замечательные качества, общее образование и культуру, тупой
американский сержант гоняет как козла. Издевается прямо-таки садистски.
В итоге, конечно, парень одерживает "моральную победу, доказывает
сержанту, что Моцарт - великий композитор. Но картинка прямо-таки та
самая: - Русский - духовно возвышенный, образованный, умный, весь в "заслугах". -
Но он при этом самый низший чин, которого гоняют, как угодно, и
"заслуги" которого просто не видят, потому что даже оценить их не
могут. - Американец - тупой как пробка и ничего не знает. -
Но при этом он обладает врожденной уверенностью в том, что он -
человек, у него есть ЧСД независимо от "заслуг", ему не нужны никакие
знания/культура/заслуги/образованность. самое смешное, ему даже ДЕНЬГИ
не нужны, чтобы уважать себя. И поэтому он - сержант, и он гоняет
русского. А не наоборот.
Ну в общем, к чему я это все. Тупизмы
на тему "как это поганый эмигрант смеет ляпать что-то плохое о
Русских", конечно, будут, но увы, это неизбежный риск. Кстати, русские
- единственная нация, которая даже Место Жительства ставит себе в
заслугу. Двояким образом. Те, кто живет в России - это единственные
Настоящие Русские, а остальные могут заткнуться. А те, кто не живет в
России, очень хвалят себя за то, что вот добились, "уехали из этой
страны" и теперь процветают (даже если не процветают). Все это -и то, и
другое - следствие того же самого, что здесь описано. Если ЧСД нет,
себя уважать просто так нельзя, значит, надо себя уважать хотя бы за
место жительства и гнобить тех, кто не так крут, как ты.
Для
тех, кто поумнее - я сама вообще-то русская, потому все это и пишу. И
это - вещи изменяемые. Хорошо. может, в 18-19 веках по-другому было
нельзя, может, надо было вырабатывать сознание собственного
ничтожества, может, климат иначе не позволял, но сейчас все изменилось,
сейчас это менять можно. И внутри себя, и в стране. Для начала осознать
хотя бы. А потом, со временем, может и Конституцию как-то переписать.