|
Главная » 2010 » Январь » 30 » Школа - война всех со всеми
Школа - война всех со всеми | |
Почему сегодня учитель уже не авторитет для ученика, а родителям и вовсе не до воспитания подростков? Кого мы вырастим с таким подходом?
2010 год объявлен в России Дмитрием Медведевым Годом учителя. «Задача государства - повысить престиж учительского труда», - сказал президент. Как обещают власти, будет пересмотрена системы оплаты, в частности учителей начальной школы (см. «АиФ» № 3 за 2010 год). Чтобы привлечь в школу молодых педагогов, Министерство образования выделит в течение ближайших двух лет тысячу грантов по 500 000 руб. каждый. По программе «Наша новая школа» будет проведена модернизация всех учебных заведений страны. Эти меры необходимы, и очень хорошо, что государство наконец взялось за решение этого вопроса.
Но престиж профессии учителя не поднять одними только финансами и модернизацией. Общество относится к педагогам потребительски, и это отношение проецируется на наших детей, которые ежедневно приходят в школу. О том, что происходит за школьными стенами, о взаимоотношениях учителей и учеников - журналисты «АиФ» и эксперты.
Эта история случилась недавно в школе одного из райцентров Ставропольского края. История неоднозначная. Имена её участников изменены, потому что она не закончена.
Сорвать урок - типичная забава части учеников старших классов. Об этом знают учителя и реагируют по-разному: не обращают внимания, вступают в полемику, выгоняют из класса. Когда восьмиклассник Михаил в очередной раз стал мешать вести урок, учитель решила обратиться за помощью к старшему дежурному по школе. «Мне казалось, что слово одиннадцатиклассника будет для него весомее, чем моё», - говорит теперь Ирина Михайловна. Никто в тот момент не думал, что всё закончится уголовным делом. Сначала были попытки разговора, а потом Михаил пнул ногой старшего дежурного Ивана и обозвал нецензурным словом. За что получил от того по губам. «Тебе теперь не жить, - пообещал Михаил. - А ты (это уже к учительнице) вообще пожалеешь, что здесь работаешь».
«Вам в школе нет места», - заявила на следующий день пришедшая в школу мама восьмиклассника. «Да, я была неправа и приношу свои извинения, но, может, и вы, со своей стороны, объясните сыну, как надо вести себя на уроках», - пыталась поговорить с ней Ирина Михайловна. Но диалога не получилось. А через несколько дней на Ивана было заведено уголовное дело о причинении малой физической силы по заявлению матери Михаила. «Если уйдёшь из школы по собственному желанию, заберу заявление», - озвучила своё условие родительница. Выбора у Ирины Михайловны не было: Иван - её родной сын. Отдав школе и детям больше 15 лет жизни, она уходила оттуда почти преступницей.
Ученики Ирины Михайловны решили отстоять любимую учительницу, тем более что однозначно отреагировали на историю: виноват Михаил. Они устроили у отдела образования города митинг с требованием разобраться в ситуации по справедливости. Чиновники разобрались: директор школы и завуч написали заявления по собственному желанию, в школе идут проверки. Уголовное дело на Ивана не заведено, Ирина Михайловна до сих пор не может прийти в себя, мать Михаила однозначно уверена в своей правоте, а он по-прежнему ведёт себя на уроках развязно. Новый директор школы от официальных комментариев отказалась. Учителя на условиях анонимности говорят, что теперь они совершенно беззащитны перед такими учениками, как Михаил. А часть учеников в голос заявляют: мы - заказчики услуг, которые нам предоставляют учителя, если нам кто-то из них не нравится, мы его уберём. Большинству из них не нравится, когда им делают замечания за плохое поведение и ставят двойки за неуспеваемость. Замкнутый круг.
Иван Шестаков «Дети богачей считают нас прислугой»
Голландец Микки Р. уже 15 лет живёт в России и несколько лет проработал учителем английского в престижнейшей московской школе. После окончания договора он буквально сбежал из учебного заведения для особо обеспеченных.
«В этой школе учатся дети российских олигархов. Стоит обучение примерно 1,5 тысячи евро в месяц. О водителях, телохранителях, шикарных машинах и одежде, думаю, вы догадываетесь. Но я никогда не предполагал, чтобы так отмечали детские дни рождения! Как-то утром застал в коридоре группу одетых в чёрное людей, которые растягивали плакат в школе «С днём рождения, Миша!», другие в это время разливали в хрустальные бокалы… вино и шампанское, раскладывали на столах чёрную икру. И это всё для ребёнка во втором классе! Был скандал. Но это не помешало отцу привезти настоящий зверинец, чтобы показать цирковое выступление. В школе! Без всякой страховки от хищников! Зато Миша сразу стал очень важным, крутым, его даже пятиклассники начали побаиваться.
Ни один ребёнок не уважает учителей, они относятся к ним как к прислуге. А когда директор говорит, что отчислит за неуспеваемость, смеются ему в лицо. При этом по итогам сдачи госэкзаменов у всех детей было только «отлично». Затем они поступали в лучшие университеты страны. Не раз слышал, как родители говорили: папа не учился и миллионы сделал (не заработал - сделал!), и ты не пропадёшь, просто диплом нужен. Частично они уже переняли опыт отцов. Девяти- классники ездят без прав, бьют машины и никого не боятся, даже милиции. А отношения выясняют по-взрослому: банда на банду - чаще всего это родительская охрана. Эти олигархические отпрыски совсем не знают жизни, никогда не спускались в метро, не общались с детьми из других социальных слоёв, не подозревают, что в их стране есть бедные и больные. Повзрослев, они нередко становятся топ-менеджерами в крупных компаниях. А фамилию одного своего ученика я уже видел в списках политической партии на выборах. Они ещё будут управлять вашей страной!» Сельское образование не хуже
«Пока есть школа - живо и село», - говорит Рашид Каримов, директор школы с. Ангасяк (Башкирия).
«Многое приходит в упадок: сфера бытовых услуг, предприятия, а школа развивается и всех объединяет. Свет в её спортзале не гаснет до ночи. А для многих ребятишек получается, что школа - самое светлое пятно в жизни. Здесь и накормят: у нас два участка земли, на которых ученики выращивают капусту, картошку, лук, зелень, которые потом идут в общий котёл школьной столовой. И защитят: родителей-пьяниц наставляем на путь истинный. И развеселят: сами организуем дискотеки, театральные постановки. К сожалению, профессиональный театр к нам не доедет, эстрада тоже.
Считаю, что сельское образование сейчас не хуже городского. А может быть, где-то даже и лучше. Никто не возьмёт с родителя ни рубля за дополнительные занятия или даже репетиторство. Нам дико даже думать об этом. Если ребёнок тянется к знаниям - это ли не счастье?
У учительницы может стоять в хлеву корова недоенная, но она найдёт время, чтобы подготовить детей к олимпиаде, потому что победа там - шанс поступить на бюджетное место в хороший вуз. И она потом будет гордиться тем, что её ученики учатся в университете.
У нас два автобуса, чтобы привозить детей из дальних деревень, где живёт по несколько учеников. В прошлом учебном году по системе образовательного нацпроекта государство оборудовало нам шикарный класс биологии. Такие не в каждой элитной школе есть. Его стоимость 450 тыс. руб.! Ну разве не здорово? Я бы и сам с удовольствием всю жизнь учился в такой школе». «Сделать класс центром жизни»
Валентина Иванова, председатель Всероссийского педагогического собрания:
- Нынешний год объявлен Годом учителя. И, открывая его, президент РФ Дмитрий Медведев призвал поднять не только заработную плату, но и статус учителя, сделать школу центром воспитательной работы - не только во время учёбы, но и во внеучебное время.
Ведь что сейчас происходит. Отсидел ребёнок на уроках - и отправляйся на все четыре стороны. После 15 часов школа пустеет. Глава государства призвал вспомнить положительный опыт, который был в советские времена. Почему бы не возродить кружки, секции? Нужно увлечь ученика, дать ему возможность заниматься делом. Сделав школу центром жизни ребёнка, мы решим две задачи: отвлечём его от улицы и поднимем престиж учителя.
Сегодня доля молодых специалистов в школе -7-12%. Это очень мало. Сейчас специалист приходит после окончания института на мизерную зарплату. Президент поставил задачу: за 3 года перевести всех педагогов на подушевую систему оплаты труда, как это сделали в Москве, Санкт-Петербурге, многих других регионах. Это важно для поднятия престижа учителя. «Мы оказались у разбитого корыта»
Владимир Соловьёв (отец шестерых детей):
- Школа всегда являлась отражением того, что происходит в обществе.
Советская школа - хорошая она была или плохая - базировалась на неких краеугольных камнях. Там существовала чёткая система отношений и внутри учительского коллектива, и между учителями и учениками. У преподавателей была возможность воздействовать на подростков не только через вызовы родителей, но и через пионерскую, комсомольскую организации. А когда всё рухнуло, школа оказалась сперва идеологически, а затем и материально (вместе с обнищанием всей страны) у разбитого корыта. И сейчас, когда мы пытаемся привнести некие западные элементы и называем это всё ЕГЭ, то в конечном итоге вносим окончательное смятение и в школу как систему, и в души и умы учеников и учителей.
В эпоху СССР было понятно, кого, куда и зачем выпускает школа. А кого, и главное - куда она выпускает сейчас? В какую жизнь? С какими моральными критериями? Что мы должны сказать детям: КАКИМИ они должны быть, если хотят добиться успеха в жизни? Ролевая модель поведения, пример для подражания для них - это кто? Явно не учителя! Разве может учитель быть авторитетом, если родитель в случае какого-то конфликта может позволить себе прийти и, не стесняясь в выражениях, прямо при ребёнке высказать учителю всё, что он о нём думает, заставить педагога вести себя так, как он, папа, считает нужным? Складывается странная ситуация: с одной стороны, дети оказываются совершенно беззащитными перед произволом учителей. С другой - учителя не менее беззащитны перед произволом учеников и их родителей. Идёт война всех со всеми. Добавьте к этому копеечное финансирование школ и необходимость выживать любой ценой! Они и выживают: в школе, в которой я когда-то учился, в подвале оборудовали какие-то мастерские, а в библиотеке пытаются открыть сауну с массажным кабинетом. Разве это нормально?!
В ситуацию надо вмешиваться незамедлительно. Иначе через несколько лет мы получим жёстко разделённое классовое общество, в котором дети изначально будут иметь разные стартовые условия для дальнейшей жизни. А закончив школу, они окажутся в несмешиваемых социальных средах. У них будет колоссальная разница в образовании, в представлениях о жизни. И мы получим идеальные условия для социального взрыва. Какой он, педагог?
Средний возраст российского педагога - 49 лет (вопреки распространённому мнению, что большинство педагогов - пенсионеры).
85-89% - женщины
Образование*
88% - высшее
1,7% - незаконченное высшее
10% - среднее специальное
Стаж работы* До 2 лет - 3,5% От 2 до 5 лет - 4,5% От 5 до 10 лет - 9% От 10 до 20 лет - 31% Более 20 лет - 52%
*По данным на 01.10.08 г.
Доход
Средняя зарплата учителей в 2009 г. - от 11 600 до 17 400 руб. По данным на апрель 2009 г., работники образования входили в пятёрку самых малооплачиваемых профессий наряду с трудящимися в сфере здравоохранения, сельского хозяйства и т. д. В то же время в ряде сельских регионов профессия учителя - гарантия стабильности.
По данным Госкомстата Федерального портала «Статистика российского образования», Минобрнауки, Всероссийского педагогического собрания.
http://newsland.ru/News/Detail/id/456448/cat/42/
СПЕЦШКОЛЫ ДЛЯ ТАЛАНТЛИВЫХ ДЕТЕЙ (МАССОВОЕ ПРОИЗВОДСТВО ГЕНИЕВ)Совет по качеству школьного образования принял план поиска и поддержки одаренных детей. Для них построят спецшколы при классических университетах, подготовят особых учителей и будут воспитывать только на позитиве.
В начале 90-х советская система поддержки талантливых детей распалась. До нашего времени дожили жалкие обломки, самым крупным из которых является сеть математических спецшкол. Во всех остальных отношениях "работа с одаренными детьми в России является явно недостаточной, — констатировал эксперт Института психологии РАН Дмитрий Ушаков. — В год в России выпускается не более 2—3 тыс. школьников, обучавшихся по специальной траектории. Это 0,3% от общего числа выпускников, между тем как в мире этот показатель составляет 4—10%”.
Что-то, конечно, делается и помимо обучения юных гениев в спецшколах. Например, раздача пяти с лишним тысяч президентских грантов в рамках нацпроекта "Образование”. Или организация олимпиад для школьников. Но все это разрозненные меры. А должна быть единая государственная комплексная программа, подчеркнули члены совета, ведь "одаренные люди добавляют 6—10% ВВП”.
Среди первоочередных мер, предложенных советом правительству, — резкое наращивание числа спецшкол. Развитие системы дополнительного образования — преимущественно бесплатного; построение системы олимпиад "школьник—студент—аспирант”; подготовка особых педагогов для работы с одаренными детьми; создание социальной сети для юных гениев; воспитание школьников исключительно на позитивных примерах (последнее — камень в огород нашумевшего сериала "Школа”).
Так, совет рекомендует Минобрнауки создавать спецшколы для талантов по типу Колмогоровской при МГУ при всех классических и просто хороших университетах страны. В обозримом будущем их число должно возрасти до 300, а общий ежегодный выпуск составить 15 тыс. человек в год. При этом учить талантливых детей должны талантливые учителя. Готовить их — не менее 100—200 в год — поручено педвузам (нужная методика, заверил ректор Московского городского психолого-педагогического университета Виталий Рубцов, уже есть). А еще 200—300 учителей должны ежегодно проходить переподготовку. (Не исключено, что проект подготовки элитных учителей для элитных детей получит название "Куницынские учителя” в память о лицейском педагоге Пушкина).
Одновременно система дополнительного образования должна охватить не менее 50 тыс. детей одного года рождения. И примерно столько же — система олимпиад для школьников.
Присутствовавший на заседании Совета замминистра образования и науки Владимир Миклушевский заверил, что его ведомство всерьез отнесется к предложениям и рекомендациям по поддержке талантливых детей. Делать и в самом деле что-то надо — иначе наши школьники совсем деградируют. Уже сейчас, сообщил президент нижегородского госуниверситета Роман Стронгин, "за 3 часа контрольной работы на 1-м курсе дети физически не могут выдержать решение шести задач. И мы даем им только четыре”.
http://www.mk.ru/social/education/article/2010/01/31/421160-massovoe-proizvodstvo-geniev.html
|
НОВОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ |
Просмотров: 3113 |
|
|
ДУШЕВНАЯ МУЗЫКА от Ларисы Ивановны SADSOUL MUSIC
|