|
Главная » 2009 » Декабрь » 15 » ВосПИТАНИЕ ДЕТЕЙ
ВосПИТАНИЕ ДЕТЕЙ | |
Он маленький, шустрый и неугомонный. В свои семь лет он уже лучше папы
с мамой «сечёт» в компьютерных играх. В столь нежном возрасте он уже
отлично знает, что такое хитрость, лукавство, притворство и лень, но
все эти взрослые пороки у него какие-то игрушечные, ненастоящие,
понарошку.
А вот благородные качества игрушечными не бывают:
если человек – мужчина, то он мужчина и в семь лет, и в семьдесят.
Защитить сестрёнку, взять на себя вину, поделиться вкусненьким,
отвечать за свои слова… Какая женщина не мечтает быть рядом с мужчиной,
который всегда защитит, никогда не пожадничает, не солжёт…
Замечательный лингвист Александр Афанасьевич Потебня сказал фразу,
которую я бы назвал главной общечеловеческой формулой общения:
«Говорящий работает за двоих». Это означает, что каждый человек,
который изрекает какую-либо мысль, должен работать не только за себя,
составляя слова в фразы. Он должен поработать и «за того парня»,
который его слушает: построить фразу именно так, чтобы слушающий
максимально адекватно воспринял заключённую в этой фразе мысль, чтобы
он правильно его понял. Это двойной труд.
Стать на место
слушающего, позаботиться о его восприятии способен далеко не каждый.
Многие люди неспособны научиться этому за всю свою жизнь. А дети просто
ещё этого не умеют, потому что это – высший пилотаж общения. А чтобы
достичь уровня асса, нужно сперва побыть учеником.
Поэтому
взрослый при общении с ребёнком должен работать не за двоих, а за
троих: как родитель – строить общение, как педагог – понимать смысл и
значение этого общения, как психолог – видеть причины той или иной
реакции на свои слова…
Это всё слишком сложно, скажете вы.
Не слушается – по попе, и разговор окончен. Пусть со слезами, но
родительское желание исполнено. Результат достигнут. Но какой
результат? А вот какой: ребёнок делает что-либо по приказу не потому,
что понимает, что это важно, необходимо и своевременно, а потому, что если он этого не сделает, ему будет больно. Это – верхушка айсберга. Продолжим логическую цепочку, пойдём глубже.
Запуганный угрозой физической боли, ребёнок вынужденно подчиняется
грубой силе. Причём такой грубой силе, которая неотвратима, не
поддаётся уговорам и объяснениям, не считается с его мнением,
состоянием и желаниями, а значит, не подвластна интеллекту. Это – животная сила, которой любой взрослый нормальный разумный человек всегда противостоял и будет противостоять.
Если личность привыкнет
подчиняться грубой силе – она перестанет быть личностью и станет одной
из бессловесных овец в стаде. В стаде, отданном на откуп неизвестно
какому пастуху. Не «пастырю овец православных», а жестокому пастуху с
собаками, кнутом, ножом, который позволяет жить и нагуливать сало своей
овце только до того момента, пока не придёт время варить шурпу. Стадо
из личностей – невозможно. Возможно лишь стадо из бессловесных тварей,
скота или, грубо говоря, быдла.
Физическое
насилие, угроза боли – это принцип плохой дрессуры, а не воспитания.
Так недалёкие укротители раньше поступали с животными. Да и то
давным-давно, до того, как появился великий Владимир Дуров,
родоначальник знаменитой цирковой династии, который добивался от
животных фантастических результатов вообще без нагайки.
Он совершил переворот в дрессуре. В наши дни кнут в руках дрессировщика
– скорее, декоративный традиционный элемент антуража, а не инструмент
насилия.
А «невинный» шлепок по попе, не говоря уже о
подзатыльниках, отцовском ремне и прочем рукоприкладстве, – знак того,
что вы не воспринимаете своего ребёнка как мыслящее существо. Вы
относитесь к нему как к зверьку, неспособному при помощи интеллекта
понять, принять и исполнить действие ввиду его своевременности и
объективной необходимости.
Постоянно бездумно исполнять чужую волю вредно для личности. Можно постепенно привыкнуть. И стать бессловесным и бездумным исполнителем,
то бишь рабом. А история показала, что рабовладельческий строй –
худшая, наиболее низкопроизводительная из всех возможных общественных
формаций.
Можно возразить, что хороших исполнителей ценят, они
нужны, их в современном обществе абсолютное большинство – не всем же
быть руководителями! Суть в другом: какой судьбы вы хотите для своего
ребёнка? Исполнитель, даже очень хороший, всегда находится в зависимом
положении. И эта зависимость далеко не всегда бывает справедливой. И
умные руководители больше ценят исполнителей, способных к инициативе,
обоснованным возражениям, трезвой и объективной оценке проблемы… А не
бездумных проводников своей воли.
Есть только один вид
насилия, достойный существования: когда мать силой отдёргивает руку
ребёнка от открытого огня. В прямом и переносном смысле. Все остальные
виды насилия – от лукавого, под какими бы личинами они ни скрывались,
как бы ни маскировались и ни мимикрировали.
Государство тоже инструмент насилия. Такая форма организации общества – явление временное, вынужденное на тот период,
пока общество не достигнет такого уровня самосознания, которое
обеспечит саморегулирование, самоуправление и самосовершенствование.
Когда руководители государства говорят о своей необходимости и
полезности – не поддавайтесь на провокацию, они всего лишь временно
неизбежны. Причём любые президенты и премьер-министры, мэры и главы
администраций – умные и глупые, жестокие и «добрые», активно
действующие или пассивные – являются всего лишь признаком недостаточной
развитости человеческого общества…
Если ваш непосредственный
начальник на работе отдаёт вам приказ вместо того, чтобы объяснить суть
проблем и задач – это плохой начальник. Умный руководитель объясняет
суть вашей задачи в кругу общих задач коллектива. Он не жандарм, он
партнёр по делу и координатор задач коллектива. Чувствуете разницу? Но
это только в том случае, если вы – личность, а не овца в стаде. Овца не
поймёт ничего, кроме прямого приказа, нет смысла тратить время на
объяснения овце опасности приближения волка – нужно кнутом загнать её в
загон. Если у вас на работе так – то бедный ваш начальник, бедный ваш
коллектив и бедный вы сами.
Какой судьбы вы хотите для своего
ребёнка? Бессловесной овцы? Тогда вы на верном пути: не упускайте ни
одной возможности унизить его, наказать физически, наорать, ударить…
Пусть он знает, что прав всегда тот, кто сильнее физически. Пусть знает
своё место – ниже плинтуса!
Если вы отец или мать, уже волей
природы вы – вожак стаи для своего ребёнка, начальник, бог и царь, ещё
и офицер на поле боя. Но право применять силу к нему у вас есть только
в одном случае: при непосредственной угрозе его жизни. С силой
отдёрнуть от перил балкона, когда он уже замахнулся ногой перелезть
через край. Или ударить по руке, которая тянется к открытой
электрической розетке. Если ваше насилие будет таким редким и
существенным, оно навсегда отпечатается в сознании ребёнка, и он уже
никогда в жизни не пострадает ни от беспечности на высоте, ни от удара
током.
Но даже этого форсмажорного насилия можно избежать, если заранее научиться не приказывать, а объяснять ребёнку смысл явлений и суть вещей, объяснять ему его роль и задачи в этом мире.
Да, это требует усилий. Да, это тяжёлый труд. Но не делать этого можно только по одной причине: если вы безнадёжно ленивы и безразличны, и вам наплевать на будущее ваших детей.
http://www.newsland.ru/News/Detail/id/443035/cat/37/
|
НОВОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ |
Просмотров: 2896 |
|
|
ДУШЕВНАЯ МУЗЫКА от Ларисы Ивановны SADSOUL MUSIC
|