22 Ноября 2024, Пятница
Лариса Ивановна
234555@mail.ru
ЯД: 4100116961297399
КИВИ: 9176131115
МЕНЮ
ПОИСК ПО САЙТУ

Главная
» 2009 » Декабрь » 12 » Как общаться с преподавателями?
Как общаться с преподавателями?

СТУДЕНТ и ПРЕПОДАВАТЕЛЬОбщение с преподавателями – это зачастую настоящая проблема для студентов, особенно младших курсов. Они по привычке пытаются перенести на преподавателей схему общения со школьными учителями, но этот вариант оказывается отнюдь не самым лучшим – ведь одно дело подростки в школе, другое – студенты вузов, которые уже вполне взрослые и часто самостоятельные люди. К четвертому-пятому курсу общение кое-как налаживается, но до этого несколько лет приходится мучиться от различных недоразумений, которых, в принципе, легко можно было бы избежать.

Первое, что следует уяснить для себя с момента получения зачетной книжки: студент – человек взрослый, он отвечает как за свои слова, так и за свои поступки. Второе: преподаватель отнюдь не является нянькой, даже если это – куратор группы. Третье – самое трудноусвояемое довольно большим количеством студентов: преподаватель – тоже человек, со всеми человеческими достоинствами и недостатками.

Придя к соглашению по этим трем пунктам, можно начинать строить отношения с преподавателями вуза.
Разделяя преподавателей по категориям, легко впасть в ошибку – слишком уж подробно разделить. В результате получится описание различных групп, типов личностей, полностью соответствующего старой поговорке – за деревьями и леса не видать.

Вполне достаточно разделить преподавателей на две категории: «божьи люди» и «твари беспощадные». Эти категории могут плавно переходить одна в другую («божьи люди» вполне могут стать «тварями беспощадными» и наоборот) при неправильном обращении с ними со стороны студентов.

К примеру, лояльно относящийся к студентам преподаватель (категория «божий человек») вполне доброжелательно задает «хвостисту» вопрос: «И что ж ты так много занятий пропустил?». Наихудший выбор ответа: «Не ваше дело!». Все. «Божий человек» немедленно становится «тварью беспощадной», и «хвостисту» никогда не сдать практические, лабораторные, курсовые, зачет, экзамен этому преподавателю. Если подобный ответ был высказан принародно, то весьма вероятно, что проблемы с данным преподавателем начнутся у всей группы (аксиома: преподаватели – тоже люди).

То есть, не нужно заставлять преподавателей проявлять худшие свойства человеческой натуры: зависть, мелочность, злопамятность, мстительность.

В связи с этим хотелось бы отметить повышение уровня студенческой автомобилизации, что часто негативно сказывается на отношениях студент-преподаватель. Если вы ездите в институт на собственной машине, то побеспокойтесь узнать – на каком автомобиле ездит преподаватель (в общем-то – все ваши преподаватели). Маленький нюанс: зарплаты преподавателей вовсе не высоки в наше время, и поэтому не слишком многие из них могут позволить себе приобретение действительно хорошей машины. Студенту автомобиль могут подарить родители, он сам может заработать, воспользоваться автокредитом и т.д. В результате нередко оказывается, что рядом с достаточно престижной студенческой иномаркой паркуется «Москвич» преподавателя. Если вы думаете, что это увеличит любовь преподавателя к владельцу иномарки, то ошибаетесь.
Кроме того, не обязательно, что преподаватель – владелец «Москвича». Он может быть и владельцем самой последней модели BMW. А студент-автомобилист – середнячок, отнюдь не хватающий звезд с неба, регулярно пропускающий занятия, с трудом сдающий курсовые, вечный «хвостист». При таком раскладе само наличие у студента автомобиля приведет преподавателя в состояние тихого бешенства.
Так что настоятельно рекомендовано студентам, имеющим собственные автомобили, парковать их как можно дальше от учебного заведения. Желательно – как можно дальше и от магазинов, располагающихся неподалеку от учебного заведения (преподаватели имеют обыкновение в магазины заходить – они ведь тоже люди).

Если же вы паркуетесь около вуза, то помните, что вежливость на дороге – это залог не только безопасности. Не нужно подпирать автомобиль преподавателя, не стоит подрезать, обгонять его без необходимости (представьте, что это – автомобиль ГИБДД). А уж тем более, не стоит устраивать шоу с морганием дальним светом и подачей звукового сигнала, требуя дать право преимущественного проезда. Подобные вещи очень раздражают любого водителя, а уж если речь идет о студентах и преподавателях, то раздражение усиливается многократно.

Категорически не рекомендуется дизайнерская одежда или просто – одежда на пике моды. Преподаватели – люди «прошлого» времени. Они эту моду могут просто совершенно не понять, зато вполне могут принять за желание выделиться. И искренне помогут реализовать такое милое желание – как можно больше осложнив студенческую жизнь.
Если преподаватель – женщина, то студенткам не рекомендуются юбки в стиле «резкое мини» и яркий макияж. Ну а студентам мужского пола – одежда в стиле «унисекс», крашеные ногти, серьги, кольца. Все это, конечно, уже давно выплеснулось на улицы и в общественные заведения, но преподаватели – люди «прежних» времен, когда даже стрижки нормировались соответствующими директивами «сверху». Если студент – отличник, вряд ли преподаватель будет обращать особое внимание на его одежду и внешний вид (даже преподавательницы), но вот «середнячок» мгновенно заставляет вспомнить, что в прежние времена и деревья были больше, и трава гуще, и небо синее.
Маленький нюанс – в вузах мегаполисов модная одежда допустима. Только нужно соответствовать месту нахождения стилистически, то есть, помнить, что вуз и ночной клуб – это разные вещи, и стиль одежды требуется различный. Что же касается вузов периферии, то здесь лучше подстраховаться и, что называется, не слишком «выступать над горизонтом». Спортивный, деловой стиль одежды, желательно – достаточно скромный (наденьте дизайнерские джинсы, если не можете жить без такой одежды, но не стоит обращаться к авангардным коллекциям). Студент должен выглядеть так, чтобы преподавателю было ясно: учеба – на первом месте. Чисто, аккуратно, по-деловому, со вкусом и неброско.
Для «хвостиста» верный способ перевести «божьего человека» в состояние «тварь беспощадная» – потребовать назначения отработки лабораторных или практических занятий в неудобное для преподавателя время. Причем, именно потребовать, а не попросить. Ну а если требование сопроводить фразой: «Я не могу в другое время, у меня дела!», – то это уже способ обзавестись врагом на всю жизнь. Преподаватели – тоже люди, и у них тоже есть дела, в том числе и личные. И когда им приходится изменять свои планы, то они желают, чтобы это делалось по крайней мере ради порядочного, вежливого и понимающего человека. Если же студент считает, что в расчет следует принимать только его занятость, то он заблуждается глубочайшим образом.
Манера речи – это очень существенно в общении с преподавателем. Не стоит употреблять различные сленговые выражения, приветствуется хороший литературный русский язык. Таким образом выказывается не только уважение к преподавателю, но и желание следовать тем традициям, которые преподаватель чтит. Результаты – самые положительные.

Вежливость, вежливость и еще раз вежливость – это должен быть девиз каждого студента. Ни у одного студента еще не отвалился язык, если он лишний раз поздоровался с преподавателем – просто встретив его на улице, в коридорах института и т.д. Безобидное «Добрый день, Иван Иванович» может решить множество проблем.

Даже если преподаватель относится к «божьим людям», ни в коем случае нельзя считать его одним из студенческой компании, даже если он сам ведет себя таким образом, будто студенты – его друзья детства. Сегодня он – «божий человек», и студенты – его лучшие друзья, а завтра кто-то наступит ему на ногу, и студенты могут оказаться заклятыми врагами. Поэтому лучше сразу держать определенную дистанцию – так безопаснее, и если что не то и не так, шишек сваливается гораздо меньше.

Ну и, конечно, нужно стараться посещать лекции, практические и лабораторные занятия, мелькать на глазах у преподавателя с вдумчивым выражением на лице. Если по какой-то причине вы пропускаете занятия, то лучше подойти к преподавателю и объяснить ему, что вы бы рады, всей душой даже, но у вас имеется уважительная причина. И вы понимаете, что занятия несколько подзапущены, но вы клятвенно обязуетесь все наверстать. Преподавателю можно сказать, что у вас личные, семейные и т.д. проблемы – они обычно люди понимающие (даже «твари беспощадные»), и гораздо лучше, когда студент сам подходит объясниться, чем когда преподаватель должен буквально за шиворот тащить его к знаниям.

Полезным оказывается задать во время лекции или лабораторной несколько тщательно продуманных вопросов – обязательно по теме занятия! Продемонстрировать свой интерес к предмету – это то, чем любой студент может достаточно дешево «купить» любого преподавателя, даже «тварь беспощадную». А если ваш интерес к предмету искренен, то никаких проблем вообще не возникнет.
Прежде, чем что-либо доказывать преподавателю, подумайте, не становитесь ли вы на позицию Шарикова («… и вы в присутствии двух людей с университетским образованием осмеливаетесь давать советы космического масштаба и космической же глупости!»).
Не стоит при возникновении сложностей сообщать, что ваши родители – далеко не последние люди в этом мире и могут устроить преподавателю, осмелившемуся поставить вам негативную оценку, «веселую» жизнь. Кто-то из преподавателей может, конечно, отступить под таким напором, но бывали неоднократно случаи, когда вполне доброжелательные обычно преподаватели добивались отчисления студентов, апеллирующих к родительскому авторитету.

Подводя черту под вышесказанным: студент должен быть аккуратен (в том числе и в посещении занятий), вежлив, культурен, самостоятелен, заинтересован в получении знаний. Как только вы приблизитесь к такому идеалу – общение с преподавателем из разряда сложноразрешимых проблем перейдет в разряд удовольствия от беседы с умным человеком. И помните: учеба нужна вам, а не преподавателю, он и так уже все это знает.

София ВАРГАН, специально для Blog.BizDiplom.ru

ИНТЕРЕСНЫЕ НОВОСТИ | Просмотров: 5592


Яндекс.Погода
Яндекс.Погода
ДУШЕВНАЯ МУЗЫКА
от Ларисы Ивановны
SADSOUL MUSIC
МУЗЫКА ДЛЯ ДУШИ от ЛАРИСЫ ИВАНОВНЫ
234555.RU
. ip: 52.15.170.196


Работы от Ларисы Ивановны © 2009-2024