Тема трудоустройства выпускников ВУЗов становится все
актуальнее и острее. Чиновники Минобразования, директора кадровых
агентств и прочие должностные лица признают, что студентам в настоящее
время все сложнее устроиться на работу сразу после получения диплома.
Корреспонденты Newcation решили провести собственное
расследование и под видом студентов различных ВУЗов посетили сто
компаний в попытке устроиться на работу. Результаты исследования
шокировали даже тех, кто был готов к невысоким показателям
студенческого трудоустройства.
В каждом пятом отделе кадров нашим соискателям вежливо
объяснили, что в выпускниках не нуждаются, потому что у компании нет
времени и ресурсов на их обучение и на вопрос, как же быть выпускникам
ВУЗов, кадровики только пожимают плечами.
Но более всего
наши корреспонденты были шокированы тем, что на дверях многих
потенциальных работодателей висят объявления с просьбой не беспокоить
выпускников определенных ВУЗов! То есть у работодателей уже сложился
свой "черный" список образовательных учреждений, студенты которых
совершенно точно не отвечают их требованиям.
Теория, теория…
В наших ВУЗах шутят - вы не переживайте, все равно придете
на работу и вам там скажут: Забудьте все, чему вас учили в
университете. Потому что там была теория, а сейчас будет практика. Но
чем оборачиваются такие шутки для студентов?
По данным наших опросов даже выпускники технических
специальностей признают, что 40-50% того, что им давали в ВУЗе, им не
пригодилось и вряд ли когда-то пригодится. При этом они поясняют, что
именно технические знания они используют на 100%, потому что эти
специальные формулы незыблемы и вечны и вряд ли будут меняться в
обозримом будущем. Но вся остальная информация так и осталась для них
ненужной.
Даже молодые специалисты, успешно устроившиеся на работу,
в один голос твердят, что в самом начале их карьеры им было очень
тяжело. Многое приходилось осваивать самостоятельно, зачастую спасали
только курсы повышения квалификации с упором на практическое применение
уже известных формул или советы более опытных специалистов.
Помедленнее, пжалста… Я записуаю…
Это мы говорили о фундаментальных знаниях, которые не
меняются десятками и сотнями лет. А что же тогда делается в быстро
развивающихся сферах? Например, в рекламе, программировании?
Десять лет назад реклама по телевизору и радио была еще
свежей идеей, потом появились баннеры в Интернете, а сейчас и те уже
перестают быть эффективными. Сознание людей меняется все быстрее,
запросы становятся иными, а наших "специалистов" так и учат древним
приемам, которые уже не работают.
Среди опрошенных маркетологов и специалистов по связям с
общественностью так же лидирует мнение, что то, что они реально
применяют в работе, они узнали где угодно, но только не в университете.
Хотя мы проводили опрос выпускников очень престижных ВУЗов страны.
Все больше потенциальных работодателей отмечают, что поскольку система
традиционного образования - структура консервативная, как и любая
государственная система, ей сложно быстро реагировать на изменение
потребностей бизнес-практики. Поэтому ориентация работодателя все
больше идет на людей, способных учиться. Специалист должен всегда быть
в курсе новых технологий и тенденций в своей отрасли.
Зачем я это делаю?
Нынешние студенты все чаще стали спрашивать себя, на что
они тратят свое время и к чему их это приведет. Например, зачем они
сидят на лекции и переписывают себе в тетрадь записи профессора и
почему нельзя пойти и отксерокопировать это, а не тратить свое время
впустую.
Почему? Ведь по сути форма лекции - штука средневековая,
когда на всю школу была одна книга, у учителя. И чтобы как-то снабдить
учеников теорией, он вынужден был читать эту свою книгу под запись.
А сейчас что? Зачем эти лекции? Почему нельзя пойти и
отксерокопировать их или раскидать студентам по электронной почте для
прочтения, а потом заняться практикой вместе с учителем? Непонятно. И
непонятно не только нам, но и профессорам тоже. Но они это делают,
потому что такая вот у нас форма образования. И в итоге студент
получает 9936 часов "знаний", и из них только 4630 (!) практика. Все
остальное - бессмысленные диктанты, переписывания из одной тетради в
другую. И все это растянуто на 5 лет жизни.
Жизненно необходимо
Теперь давайте посмотрим на жизнь человека с бытовой точки
зрения. Какие навыки необходимы в повседневной жизни? Навык общения. И
не просто, а продуктивного общения.
Навык отстаивания своих интересов. Навык самопрезентации.
Современным студентам сложно устраиваться на работу.
Причина не только в недостаточном погружении в практику, но и в крайней
оторванности системы образования от реальных потребностей человека в
целом. Любое собеседование - это искусство самопрезентации, которое
требует определенного уровня уверенности человека в себе (это крайне
редко бывает врожденным качеством), знание психологии, умение одеваться
и держать себя и так далее.
Все эти важные моменты формирования личности остаются не затронутыми.
Итог
В итоге получается, что студенты и молодые специалисты -
люди, находящиеся в постоянном противоречии. С одной стороны, головы их
систематически забиваются бесконечным потоком устаревшей, а часто и
вовсе ненужной теории, а с другой, все это необходимо как-то совмещать
с практикой! Более того, по этим устаревшим или совсем оторванным от
реальности данным молодой человек должен составить правдивую (!)
картину мира.
Совершенно естественно, что молодые люди, воспитанные в
таких условиях, представляют себе законы реального мира очень и очень
условно.
Получается, что самые активные годы своей жизни
человек тратит на состыковку всех этих бесконечных теорий с практикой
да еще и на поиски работы, потому что большинство работодателей, как мы
выяснили, предпочитают уже опытных специалистов.
По итогам обследований населения по проблемам занятости в
мае 2009 года молодежь до 25 лет составляет среди безработных 28,7%, а
самый высокий уровень безработицы отмечается в возрастной группе 15-19
лет (33,8%), а также 20-24 года (16,0%).
Средний же возраст безработных составил 35,0 года, в том
числе безработных мужчин - 35,1 года - и безработных женщин - 34,8 года.
Вот какой парадокс! Самая активная часть трудоспособного
населения страны остается не у дел. А к сорока годам, когда методом
проб и ошибок человек приходит к более-менее сбалансированному взгляду
на мир, пик его активности остается далеко позади и начинается спад
эмоциональных и физических сил.
И все это происходит на фоне бесконечных реформ системы
образования, только усугубляющих положение, и формального объявления
текущего календарного года годом молодежи. А когда будут предприняты
реальные шаги для улучшения ситуации в стране?
http://newsland.ru/News/Detail/id/429390/cat/42/
|