Как помочь
маленькому школьнику, рассказывают детский психолог Наталья Гришаева и
директор Института возрастной физиологии Марьяна Безруких.
Проблема №1
Записывать домашнее задание
Для 70 процентов первоклашек это главная школьная беда. Одни еще не
умеют писать, другие - просто невнимательные, третьи – теряются в
строчках дневника. Родителям придется тренировать деток. Учите ребенка
писать списки, записки, «напоминалки». Поручите ему, например,
составить под вашу диктовку список покупок перед походом в магазин, или
попросите оставить папе записку, чтобы он позвонил бабушке, предлагайте
записывать время и название его любимых передач.
Проблема №2
Делать уроки
Договоритесь, что малыш сам выполнит часть задания, например,
напишет строчку «палочек». Подойдите – проверьте. Еще строчка – снова
проверка. И с каждым разом увеличивайте объем самостоятельной работы.
Не нужно сидеть над душой ученика и смотреть ему под руку. Но и
полностью перекладывать все уроки на первоклашку, не советую. Ему еще
очень нужны ваши помощь и поддержка.
Проблема №3
Высыпаться
Сейчас как никогда важно, чтобы малыш ложился спать в 21.30, а
вставал в 7 (если в школу к 8.30). Если ребенок не будет высыпаться, он
будет плохо себя чувствовать и проспит первые уроки. А утром ученику
нужно время, чтобы раскачаться. Дети не могут вставать впритык, как
взрослые, хватать в зубы бутерброд и одеваться в лифте. Будите малыша
заранее и дайте время раскачаться и спокойно собраться.
Проблема №4
Молнии, пуговицы, застежки, пеналы, папки, «сменка»
Малыш приходит в школу и ему нужно расстегнуть куртку, повесить ее.
Потом он приходит в класс, и ему нужно достать из портфеля все нужные
вещи, а потом убрать их на место. Первоклашки постоянно теряют свои
вещи, не успевают доставать тетрадки и ручки, страдают из-за упрямых
пуговиц или сложных застежек на пеналах и портфелях. Мамы и папы,
проверьте, чтобы ребенок без труда одевался и раздевался сам – пусть
штаны и юбки будут на резинках, куртки на кнопках, папки нужны простые,
в форме конверта, без миллиона отделений, пеналы – без красивых и
сложных застежек, а самые элементарные круглые, пластиковые на молниях.
Проверьте, чтобы ручки и карандаши не рвали и не царапали бумагу.
Рассеянному школьнику не вручайте мешок со «сменкой», постарайтесь
уместить сменную обувь в портфель.
Если вы знаете, что ваш первоклашка все теряет, подписывайте его вещи.
Проблема №5
«Не хочу больше в школу!»
Столкнувшись со сложностями на уроках, ребенок может такое заявить.
И не нужно его ругать и гнать за парту. Скажите так: «Взрослые ходят на
работу, а дети, когда им исполняется 7 лет (6 лет) все идут в школу.
Теперь это твоя работа – ходить на уроки и узнавать новое». И еще
скажите, что очень гордитесь, что у вас в семье теперь есть школьник.
Можете привести свой пример и сказать, что сами не хотели ходить в школу первые дни, но потом вам понравилось там.
Когда ребенок приходит из школы, не спрашивайте его: «Как ты себя
вел? Никого не обижал?» Так вы только направите его мысли в ненужное
русло. Спросите: «Что нового ты узнал? Что было интересного в школе?»
Удивляйтесь и восхищайтесь, когда малыш что-то вам рассказывает: «Ты,
правда, это знаешь? Ну, надо же! А я не знал. Ты молодец!»
Проблема №6
Не подружился с одноклассниками
Попробуйте сами подружиться с родителями других деток. Устраивайте
детские праздники, сходите с детьми в поход, в кафе, приглашайте ребят
к себе в гости. Собирайте их маленькими группками, чтобы у них была
возможность подружиться. Не ждите, что учительница будет проводить
такие мероприятия, у нее и так много дел.
Проблема №7
«Учительница меня не любит»
Возможно, ребенок думает, что все взрослые должны относиться к нему
так же, как мама. Объясните первоклашке, что учительница – это не мама,
она дает знания и хочет, чтобы ты слушал, когда она что-то
рассказывает. Обязательно скажите малышу, чтобы он вам рассказывал о
своих проблемах, пообещайте, что поможете ему.
А теперь идите к учителю, но не с претензией, а за советом. Скажите
так: «Я не педагог, а вы педагог, посоветуйте, как мне быть в этой
ситуации?»
Сейчас вам нужно постараться сблизить ребенка с учительницей.
Проблема № 8
Ранний подъем
Будите чадо за 20 минут до того, как ему на самом деле нужно
проснуться. И будите не тазом холодной воды, а нежными словами: тебе
пора просыпаться, солнышко, но можешь еще пять минут поваляться.
Поверьте, малыш будет благодарен вам за эти подаренные ему самые
сладкие 5 минут под одеялом.
Делайте зарядку! Сначала 5 минут, потом 10, до 20 минут. Сначала
движения будут сонными, но потом организм начнет просыпаться. Зарядка
должна быть пробуждающей, никаких резких упражнений – растяжка, размять
ручки-ножки, шею, спину.
После зарядки – в душ! Это добавит бодрости и хорошего настроения!
А потом завтрак с хорошим настроением. Здорово, если вы музыку еще какую-нибудь поставите.
Проблема №9
Не завтракает в школе
Первое время многие ребята не могут есть в столовой. Иногда это
из-за стресса и волнений, но если стресс прошел, а малыш все еще не
хочет завтракать в школе, узнайте, все ли нормально в столовой? Может
быть, детям там неудобно сидеть, или там грязно, или невкусно… В любом
случае, не переживайте, ведь уже после 12 часов ребенок будет свободен
и прекрасно пообедает дома.
Проблема №10
Туалет
Обязательно расспросите своего первоклассника об этом. Проверьте
сами и, если нужно, примите меры. В детском туалете должно быть чисто,
кабинки должны закрываться, чтобы малышам не было неудобно, должны быть
туалетная бумага, полотенца для рук и мыло. И главное – отсутствие
запаха, который отпугнет привыкших к приличным туалетам деток.
| 1 сентября 2009 года за парты село 1 млн. 390 тыс.
первоклашек. На 150 тысяч больше, чем в прошлом году. Уже хорошо. Но
пока ситуация в школах аховая: 11 лет назад школяров было на 10 млн.
больше. Зато теперь на каждого учителя приходится 9 учеников (в
1998/1999 учебном году было 13) - больше, чем в любой другой развитой
стране. Вроде бы больше возможностей у них заниматься с ребятами. Но,
увы, почему-то на качестве знаний это никак не отражается. |
|
ВАЖНО
Адаптация к школе идет 2-3 месяца. В это время ребенок может
перестать есть, как обычно, плохо спать, нервничать и капризничать,
вставать утром с плачем и даже писаться. Это все из-за стресса, сильных
переживаний и нагрузок. Но если такая адаптация длится не 2 месяца, а
полгода, обратитесь к психологу.
А В ЭТО ВРЕМЯ
У школьников будут брать отпечатки пальцев
В 52-й школе Уфы устанавливают не просто турникет, а «био»! Принцип
работы его таков: ученик прикладывает ладошку к экрану, умная машина
сверяет отпечатки с базой данных и, если ты «свой», пропускает на урок.
Стоит оборудование 400 тысяч рублей.
- Никто посторонний в здание не просочится! У всех 850 учеников мы
снимали отпечатки пальцев для базы данных. Но безопасность того стоит!
- считает директор школы Ирина Аюпова. - Плюс этой техники и в том, что
можно отследить посещаемость учеников: кто опоздал на урок, а кто
вообще прогулял занятия.
Кстати, привычная система пропусков тоже дает такие возможности. И подешевле будет.
- Но она не столь надежна, - отмечает Ирина Аюпова. - Ведь свои пропуска ученики могут потерять.
До нового, 2010 года система должна быть запущена. Сотрудники школы,
включая директора, тоже будут проходить в здание по отпечаткам пальцев.
Эльвира МИРГАЗИЯНОВА («КП» - Уфа»)
Мамонтенок Петя - почетный ученик
Все на полном серьезе! Городская гимназия № 15 Новосибирска
пообещала внести мамонтенка Петю в список почетных учеников. Забавный
экспонат посетил первосентябрьскую линейку по предложению музейщиков.
Точную копию животного сделали специально к выставке, посвященной жизни
мамонтов в Сибири. Показывать зрителям будут всю мамонтиную семью:
маму, папу и малыша. Вот его-то и отрядили в гимназию, дабы
заинтересовать школяров новой экспозицией. Главное достоинство Пети в
том, что на него можно не только смотреть, но и пощупать, легонько
пожать хобот и даже посидеть на спине.
Дмитрий КЛИМОВ, Елена ТУЕВА («КП» - Новосибирск»)
http://vrn.kp.ru/daily/24351.5/539793/
Медики: чем следует лечить заболевших учащихся
Строгое
соблюдение режима сна и отдыха, полноценное питание, закаливание и
вакцинация — таковы основные рекомендации по профилактике простудных
заболеваний среди учащихся школ в новом учебном году, озвученные вчера
представителями российского медицинского сообщества.
Резкий
переход от отдыха к напряженной работе, похолодание, длительное
пребывание в условиях скученности вызывают всплеск сезонных
инфекционных заболеваний у детей и подростков. При этом еще до начала
обучения в школе около 50% детей имеют различные отклонения в состоянии
здоровья, а более 20% — хронические заболевания.
Инфекционные
болезни и обострение хронических заболеваний учащихся в школе носят
ярко выраженный сезонный характер и тесно связаны с учебным процессом:
в конце первой, второй и третьей четвертей учебного года происходит
значительное ухудшение состояния здоровья школьников, связанное с
переутомлением. Также в начале учебного года, обычно на 10-й или 11-й
день обучения, происходит реакция организма на новое микробное
окружение.
Помимо строгого соблюдения режима сна и отдыха,
полноценного питания и закаливания завкафедрой инфекционных болезней у
детей московского факультета Российского государственного медицинского
университета профессор Ольга Шамшева назвала в качестве главного
профилактического средства вакцинацию от гриппа. Среди актуальных
нынешней осенью вакцин, протестированных на штаммы гриппа, доктор
назвала отечественные гриппол и гриппол+, в том числе в
шприцах-дозаторах, и импортные: депривак, флюарикс, инфлювак, агриппал,
ваксигрипп. Они, по словам Шамшевой, создают достаточный уровень
иммунологической защиты при минимальном количестве побочных явлений.
После готовности в октябре-ноябре вакцин против пандемического штамма
А/H1N1 (свиного гриппа) вакцинацию можно будет проводить одновременно
двумя вакцинами в разные части тела, заметила Шамшева. Кстати,
специалисты предупреждают: лечение жаропонижающими препаратами при
температуре тела меньше 38 градусов чревато снижением иммунитета.
Если
ученик чрезвычайно утомляется, неспокоен, часто болеет и необычно
реагирует на прививки, стоит задуматься о наличии у него паразитарных
заболеваний. "При нынешнем засилье в домах и на улицах кошек и собак,
наличии многочисленных помоек почти 100% школьников поражены
гельминтами, то есть у нас имеет место тотальное заражение паразитами,
как во время Гражданской и Великой Отечественной войн", — заявила
ведущий специалист Государственного научно-исследовательского центра
профилактической медицины Галина Холмогорова. Она подчеркнула, что даже
отрицательные результаты анализов часто обманчивы и нужны более
тщательные исследования в специализированных лабораториях с более
совершенными методиками.
Важной причиной сезонных болезней
учащихся становятся школьные стрессы и чрезмерное напряжение. Директор
научного медкомплекса " Биотики" профессор Ирина Комиссарова уверена,
что подход к проблеме психического здоровья должен быть крайне
деликатным, поэтому использовать в таких случаях медикаментозные
средства следует максимально дозированно и крайне аккуратно.
http://gzt.ru/topnews/education/260436.html