В
четверг на заседании рабочей группы Министерства образования и науки по
вопросам проведения единого государственного экзамена (ЕГЭ) в 2009 году
собрались представители ведомств и вузов. Участники наконец-то получили
возможность внести предложения по вопросам регулирования экзаменов, но
уже с учетом полученного опыта. Оказалось, что главными проблемами ЕГЭ
российские ректоры считают инвалидов, олимпиады и
абитуриентов-многостаночников. В целом же прошедшими экзаменами все
довольны.
21 августа в России завершится вторая волна ЕГЭ,
после которой вузы утвердят окончательные списки поступивших, а
президенту будет подан итоговый отчет об аттестационной кампании этого
года. Пока что деятели образования подвели предварительные итоги.
Главной
проблемой представители ректорского сообщества единогласно назвали
необходимость учитывать результаты олимпиад. Сегодня каждый вуз обязан
учитывать итоги олимпиады, прошедшей в любом другом вузе страны. Такая
политика вызывает множество жалоб.
"Результаты олимпиад
очень часто расходятся с оценками ЕГЭ, а абитуриенты-победители сдают
экзамены на порядок хуже остальных, — отметил ректор Финансовой
академии при правительстве РФ Михаил Эскиндаров. — Это заставляет
сомневаться в их качестве".
По мнению Эскиндарова,
количество вузовских олимпиад необходимо сократить, оставив право на их
проведение 15—20 учебным заведениям, учитывающим результаты только
своих состязаний.
Те же претензии на совещании высказали
представители Российской экономической академии имени Г.В. Плеханова
(РЭА), Санкт-Петербургского госуниверситета технологии и дизайна,
Российского государственного социального университета и Российского
государственного педагогического университета имени А.И. Герцена (РГПУ).
Представители
технических университетов, напротив, выступают в поддержку олимпиад.
"Мы составили графики, которые показывают, что результаты олимпиад
соответствуют действительности: школьники, проявившие себя, на ЕГЭ
получали по 70—80 баллов", — сообщил ректор Московского
государственного технического университета имени Н.Э. Баумана Игорь
Федоров.
Впрочем, министр образования и науки Андрей
Фурсенко ясно дал понять, что тема олимпиад пересмотру не подлежит.
"Олимпиады — это тест на доверие в ректорском сообществе. Для меня
крайне неприятно, что главы университетов сомневаются в объективности
оценки олимпиад, проведенных коллегами", — заявил он.
Другой
головной болью для ректоров стали многочисленные "мертвые души" —
выпускники, подавшие документы сразу в десятки вузов, даже не собираясь
там учиться. Так, стены Финансовой академии в этом году штурмовали 50
тыс. абитуриентов, а РГГУ — все 80 тыс.
"Мне кажется, нужно
сделать как в Великобритании, где абитуриент имеет право подать
документы лишь в пять вузов", — высказался Михаил Эскиндаров.
Предложение
ректора единогласно поддержали практически все участники заседания, в
том числе и Андрей Фурсенко. "Обидно наблюдать, что ребята подают
документы в несколько десятков вузов, лишь бы поступить. Недавно к нам
зашла женщина и сказала: "Как мне нравится у вас в МЭСИ". Я ответил:
"Простите, но вы находитесь в МГТУ". Она улыбается: "Ах, ничего, мы и
туда подали", — возмущен ректор Бауманки.
Руководство экономических вузов отмечает: состав их абитуриентов удивительно совпадает.
"Я
специально сравнивал, в пяти шести экономических вузах страны
практически одинаковые списки поступающих", — отмечает ректор РЭА имени
Плеханова Виктор Гришин.
Речь зашла и об увеличении числа
фальсифицированных справок об инвалидности. Интересно, что на проблему
жалуются преимущественно в гуманитарных вузах, технари роста льготников
не отмечают. "У нас есть пять специальностей, где количество заявок от
льготников больше, чем число бюджетных мест", — отметил ректор РГПУ
Геннадий Бордовский.
Министр признал неожиданную тягу к
знаниям лиц с ограниченными возможностями. По его словам,
Минздравсоцразвития в ближайшее время займется проверкой этих справок.
Напомним,
что эта тема поднимается не впервые. Еще в июле руководитель
Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки
(Рособрнадзор) Любовь Глебова высказалась о необходимости уменьшения
категорий граждан, имеющих право на льготное поступление.
Однако
в этом вопросе важно не переусердствовать. "До сих пор ребят с
ограниченными возможностями часто зажимали при поступлении. Теперь у
них появилась реальная возможность учиться.
Нельзя лишать их
этого права. Да и сами посудите: если выпускник с физическими
проблемами сдает ЕГЭ на 80 баллов, на него молиться надо", — сказал
Фурсенко.
В целом представители образовательного сообщества
оценили опыт кампании этого года как положительный: практически все
учебные заведения уже выполнили план по набору студентов.
До
осени у ректоров будет время подать свои предложения по регулированию
процедуры поступления, после чего они будут переданы президенту.
"Очень
важно все четко сформулировать. К осени у выпускников 2010 года уже
должно появиться понимание, как ЕГЭ будет проходить в будущем году", —
отметил Андрей Фурсенко.
http://gzt.ru/topnews/education/254492.html
Вузы опубликовали результаты второго этапа зачисления студентов
Большинство вчерашних школьников после этого наконец-то смогли
вздохнуть спокойно и устроить себе короткие каникулы – до начала
учебного года осталось чуть больше двух недель.
Приемная кампания в этом году была непростой. В ряде вузов сложилась
сложная ситуация: ранее зачисленные студенты пытаются забрать обратно
подлинники документов, чтобы отнести их в другой вуз. Правилами приема
предусмотрена еще третья волна зачисления, которая продлится до 21
августа.
В этом году каждый абитуриент мог подать копии документов лично или
отправить их по почте сразу в несколько вузов и на несколько
факультетов. Такая свобода выбора привела к тому, что некоторые
абитуриенты пытались поступить сразу на несколько десятков факультетов
в разных высших учебных заведениях, а в результате забывали проверить
все списки и потом метались между вузами.
Приемным комиссиям тоже пришлось нелегко – потерявшиеся в огромном
количестве выбранных факультетов абитуриенты висели в списках "мертвыми
душами". Вузам даже приходилось сверять списки друг друга, так как в
них зачастую были рекомендованы к зачислению одни и те же студенты.
Из-за этого, а также рекордно большого в этом году количества
льготников, которые поступают вне конкурса, некоторые высшие учебные
заведения смогут завершить приемную кампанию не раньше 21 августа.
Правила приема студентов, считают эксперты, нуждаются в корректировке.
В частности, речь идет о возможном сокращении числа льготников, которые
могут поступать вне конкурса, а также об ограничении количества
специальностей и вузов, в которые абитуриент может подавать документы.
Всего в этом году на сдачу
ЕГЭ было подано 3 млн 712 т
ыс 864 заявления
, включая обязательные
и добровольные экзамены. Обязательные - русский и математику - в этом году сдавали около
1 млн человек. Самым популярным предметом среди "добровольных" ЕГЭ
стало обществознание. Его сдавали каждый второй, или 500 тыс выпускников этого года и прошлых лет, около
250 тыс сдавали физику и историю.
ЕГЭ по истории не смогли сдать 8,7 проц выпускников,
а по физике - 5,8 проц. ЕГЭ по обществознанию провалили 5,1 проц выпускников, 9
проц не сдали экзамен по химии.11,4 проц школьников не преодолели минимальный
порог по информатике, 10 проц - по географии, 9 проц - по химии, 8,7 проц - по
истории. Из иностранных языков самым сложным оказался немецкий, больше 10 проц
школьников не преодолели минимальный порог.
Российская образовательная система справилась свнедрением
ЕГЭ
, доложил президенту Медведеву глава Минобрнауки Андрей Фурсенко. "Сдано более 3 млн экзаменов в 83
регионах страны и в российских школах при посольствах и консульствах в 52
странах", - сказал он.
"Везде экзамены прошли штатно и относительно ровно", - отметил
министр. 2200 ребят получили высший балл - 100. Но число учеников не справившихся
с испытанием оказалось достаточно большим. 30 тыс выпускников не сумели пройти барьер - завалили либо русский язык,
либо математику, или не сумели один из них пересдать.
Президент уточнил у Фурсенко "говорит ли такое количество выпускников, не
сдавших ЕГЭ, что требования были более высокими, а картина знаний более
объективной". "Да, картина получилась объективная, и не только по непрошедшим,
но и по всей системе образования в целом", - сказал министр.
Почти 50 тыс несдавших экзамены подали апелляции. Из них 12 тыс были удовлетворены.
Минобрнауки намерено также разобраться с аномально
высокими и низкими результатами сдачи ЕГЭ в ряде регионов. "Они вызывают у нас
вопросы", - заявил Фурсенко. "Есть очень высокие результаты - в Калмыкии, в
Мордовии, Карачаево-Черкесской Республике, в Воронеже, а есть регионы, где
результаты аномально низкие - Приморский край, Амурская область, Магаданская
область", - добавил он.
Рособрнадзор перепроверил всех "стобалльников".
Оказалось, что четверть работ не соответствует таким высоким результатам.
Наивысшее количество баллов по разным предметам получили 2336 выпускников школ этого года и прошлых лет - это
0,2 проц от общего количества сдававших ЕГЭ в этом
году. При этом, перепроверено было 370 работ, 74,6 проц результатов
подтвердились.
Фурсенко отметил, что
основным положительным моментом в ЕГЭ является то, что это одновременно и
выпускной, и вступительный экзамен. "Каждый из нас сдавал
вступительные экзамены", - вспомнил Медведев. "И это была некая лотерея, когда
даже очень хорошо подготовленные ребята не могли сдать экзамен из-за того, что
волновались, по другим причинам, а в этой ситуации у них будет такая
возможность", - подтвердил он. "Упрощая, мы двигаемся к ситуации, которая
существует в развитых экономиках, образовательных системах - поступить в
университет не так трудно, а учится гораздо трудней", - добавил
президент.
В этом году заявлений в приемных
комиссиях от льготников оказалось намного больше, чем в прошлые годы. Крайне
много справок об инвалидности оказались фальшивыми. В ближайшее время
Рособрнадзор и Федеральное медико-биологическое агентство перепроверит все
оригиналы справок на получение льгот. Кроме того, осенью в Госдуме обсудят
вопрос о пересмотре перечня льготников в сторону его уменьшения.
Президент Медведев в ходе недавней встречи с лидерами
парламентских фракций
поддержал идею по созданию президентской комиссии по анализу результатов
проведенного в этом году единого госэкзамена.
"Результаты ЕГЭ неоднозначны. На мой взгляд, есть весьма позитивные моменты,
есть и негативные моменты", - сказал он. "В целом я считаю, что в этой теме мы
должны продолжать разбираться ", - отметил глава государства.
Президент согласился с утверждениями о том, что в ходе
прошедшего единого госэкзамена "было далеко не все гладко". "Есть проблемы с
некоторыми регионами, где были получены совершенно фантастические результаты.
Думаю, что все мы понимаем - это не случайно, это результат какой-то
спланированной работы, и это минус", - отметил он. По его словам, этот
недостаток вполне можно откорректировать.
О плюсах ЕГЭ, по мнению
главы государства, надо поинтересоваться у выпускников школ - абитуриентов
вузов, когда им проще было поступать в вузы. "Если университеты смогут переварить такой поток - это все-таки, на
мой взгляд, благо", - подчеркнул Медведев. Он считает также, что ЕГЭ помог
частично положительно решить вопрос в отношении коррупции. "Нет взяток по
поступлениям в вузы", - заявил Медведев, подчеркнув, что это "был основной канал
коррупции".
Президент считает, что вузы сами
способны откорректировать, кто из абитуриентов готов учиться, а кто нет. Глава
государства полагает также, что некоторые вузы должны оставить свою программу
приема студентов. "По некоторым вузам это надо сохранить, во всяком случае
пока", - отметил Медведев.
Единый государственный экзамен впервые
прошел во всех школах России 16 мая 2008 года. Его тогда сдавали 1 млн
90 тыс российских выпускников. Сдать ЕГЭ смогли также те, кто закончил школу
ранее и планировал поступить в вузы по его результатам. Два предмета,
определяемые каждым регионом РФ, были обязательными /в Москве - это русский язык
и математика/, три предмета - по собственному выбору учащегося. 55 регионов
выбрали первым экзаменом для сдачи иностранный язык, остальные - информатику.
Впервые ЕГЭ сдавали и 11-классники Чеченской республики, Приморского края,
Нижегородской области.
Срок годности» результатов ЕГЭ, сданного
в 2008 году, был продлeн до двух лет. Это означало, что
полученное в том году свидетельство можно было использовать для поступления в вуз до конца
2009 года. Те, кто проходил военную службу, могли использовать результаты ЕГЭ-2008 в течение
года после увольнения в запас. Также регионы РФ с 2008 года получили
право самостоятельно аннулировать результаты ЕГЭ, не дожидаясь принятия такого
решения на федеральном уровне, что давало школьнику дополнительное время для пересдачи
экзамена.
В 2008 году впервые результаты ЕГЭ по
двум предметам - русскому языку и математике - учитывались при поступлении в
Московский государственный университет /МГУ/ им. М.В. Ломоносова.
Художественные, балетные, спортивные и прочие творческие институты в
эксперименте не участвовали.
В России ЕГЭ ввели в соответствии с условиями присоединения к Болонскому
процессу - общеевропейской системе высшего образования. При проведении этих
экзаменов на всей территории России применяются однотипные задания и единая
шкала оценки.
Использованы материалы информационно-справочной службы
ИТАР-ТАСС:
http://itar-tass.com/level2.html?NewsID=14229194&PageNum=0
21
августа российские вузы должны завершить прием абитуриентов. В этом
году зачисление впервые осуществляется по результатам единого
государственного экзамена. Последствия нововведения ясны уже сейчас:
вузы не понимают, скольких студентов они приняли, а абитуриенты — куда
они поступили. С неразберихой, возникшей при зачислении, разбирался
обозреватель "Власти" Дмитрий Камышев.
Теория
В принципе ни в самом едином государственном
экзамене (ЕГЭ), ни в его использовании для оценки знаний абитуриентов
ничего революционно нового для вузов нет. В качестве эксперимента
единый госэкзамен проводился в регионах с 2001 года, и у руководства
вузов было достаточно времени, чтобы хотя бы в теории ознакомиться со
всеми плюсами и минусами новой системы. А некоторые учебные заведения
даже успели опробовать ее на практике, начав в последние год-два
принимать от абитуриентов сертификаты ЕГЭ.
Не должен был стать неожиданным и резкий рост
числа поступающих. Ведь благодаря введению ЕГЭ абитуриенты впервые
получили возможность рассылать заявления одновременно в неограниченное
число вузов — было бы странно, если бы этой возможностью они не
воспользовались. Да и Министерство образования и науки к такому
повороту вроде бы подготовилось заранее, утвердив еще в феврале 2009
года новый трехступенчатый порядок зачисления студентов на первый курс.
В соответствии с ним 27 июля вузы должны были
утвердить первые списки "рекомендованных к зачислению" абитуриентов,
которым для переквалификации в студенты требовалось до 3 августа сдать
в приемные комиссии оригиналы документов. Те, кто этого не сделал,
освобождали места для резервистов второй очереди, имена которых нужно
было назвать 5 августа. 13 августа одновременно с приказом о зачислении
абитуриентов второй волны вузам предписали обнародовать третий список,
члены которого должны заполнить все оставшиеся вакансии. 21 августа,
согласно приказу министерства, кампания по приему первокурсников должна
завершиться.
Министерский график вузы, по крайней мере по
состоянию на середину прошлой недели, соблюдали достаточно строго. Но
это оказалось едва ли не единственным пунктом экзаменационной
программы, реализованным по намеченному властями плану.
Практика
Оценивая выгоды ЕГЭ для абитуриентов,
сторонники новой системы, прежде всего министр образования Андрей
Фурсенко, обычно называют три главных момента: снижение уровня
коррупции, уменьшение расходов на переезды и более справедливые
критерии зачисления. Уровень коррупции непосредственно при поступлении,
видимо, оценивать еще рано: были ли случаи "особого" отношения приемных
комиссий к отдельным абитуриентам, как говорится, покажет время. А вот
сомнения в двух других пунктах возникают уже сейчас.
Так, затраты абитуриентов, судя по всему,
уменьшились не очень заметно, а у некоторых даже возросли. Правом
рассылать документы по почте выпускники пользовались не слишком охотно
— во всяком случае, в московские вузы большинство из них подавали
заявления лично, создавая невиданные прежде очереди у приемных
комиссий. Это, по свидетельствам очевидцев, даже породило новые платные
услуги — от продажи мест в очереди до рассылки документов по выбранным
клиентом вузам. А абитуриенты из отдаленных регионов, оказавшиеся на
полупроходных местах (то есть чуть ниже рекомендованных к зачислению в
первую и вторую волну), вынуждены были продлить свое пребывание в
столице на одну-две недели, рискуя иначе не успеть вернуться вовремя
для подачи оригиналов документов.
Принципы справедливого отбора также оказались
под вопросом из-за наплыва абитуриентов, имеющих право на зачисление
вне конкурса или независимо от результатов ЕГЭ. В ряде популярных
столичных вузов количество льготников на отдельных факультетах
превысило 50% от общего числа бюджетных мест. И если с правом призеров
всероссийских школьных олимпиад поступать без экзаменов их сверстники
почти не спорили, то внеконкурсный прием инвалидов, сирот и неимущих
многие абитуриенты сочли несправедливым. Скажем, на журфак МГУ при
проходных 323 баллах зачисляли льготников с суммой менее 200 баллов.
Обоснованность подобного подхода ставят под сомнение и преподаватели
вузов, опасаясь, что сдавать сессии на общих основаниях студенты с
таким уровнем подготовки будут неспособны. В СМИ тем временем уже
появилась информация о том, что стоимость липовой справки об
инвалидности этим летом колебалась от 25 тыс. до 80 тыс. руб.
Но если среди абитуриентов выигравшие от ЕГЭ
все-таки есть, то для вузов он, похоже, обернулся сплошным кошмаром.
Резкий прирост числа заявлений (в некоторых местах по сравнению с 2008
годом в десятки раз) вынудил увеличить состав приемных комиссий с
сопутствующим этому ростом материальных и организационных затрат.
Напряженная работа приводила к неизбежным ошибкам: в интернете немало
историй о том, как рекомендованный к зачислению абитуриент неожиданно
выбывал в резерв уже после того, как забрал документы из всех остальных
вузов, так как у него обнаруживался не учтенный ранее конкурент с более
высокими баллами.
Да и к постоянному перетеканию абитуриентов из
одного учебного заведения в другое (это явление уже окрестили
образовательным туризмом), из-за чего в списке вроде бы уже поступивших
то и дело возникали дыры, многие вузы оказались не готовы. Особенно не
повезло региональным вузам, которые у мечтающих о столице абитуриентов
играют роль запасного аэродрома. Поэтому если, к примеру, МГИМО и
Плехановская академия фактически заполнили все места уже после первой
волны зачислений, то в крупнейших университетах Нижнего Новгорода на
тот момент оставалось от 50 до 60% незанятых мест, а в большинстве
петербургских вузов — от 40 до 50%.
Перспективы
Неудивительно, что именно регионалы, не
дожидаясь окончания вступительной кампании, раскритиковали новую
систему наиболее яростно. "Свобода выбора по рассылке результатов ЕГЭ
в любой вуз страны привела к тому, что образовательный туризм обернулся
образовательным терроризмом,— заявил журналистам проректор
Нижегородского государственного технического университета Евгений
Ивашкин.— Многих абитуриентов буквально охватил спортивный азарт:
подать заявления в максимальное количество вузов". "В эту кампанию
пропадает психологическая привязанность к определенному факультету,—
вторил коллеге ректор Санкт-Петербургского государственного
университета авиаприборостроения Анатолий Оводенко.— И тот, кто
поступал на археологию, может в итоге оказаться на гинекологии".
http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1220028&Themes