СКАЧАТЬ ДЕЙСТВУЮЩИЙ "ЗАКОН О ПОЛИЦИИ" В УДОБНОМ ФОРМАТЕ WORD 2003 .docФедеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ
"О полиции"
Принят Государственной Думой 28 января 2011 года
Одобрен Советом Федерации 2 февраля 2011 года
Подписан Президентом РФ 7 февраля 2011 года
Опубликован 8 февраля 2011 г. в «Российской газете» - Федеральный выпуск №5401
Вступил в силу с
1 марта 2011 г.
10 отличий российского полицейского от милиционера
Павел Чиков — председатель Межрегиональной правозащитной ассоциации «Агора»
Особенность закона «О полиции» в том, что он
абсолютно ничего не меняет ни по содержанию, ни по форме работы
структуры.
Он заметно детальнее прописывает полномочия полицейских, их
подотчетность, условия применения физической силы и спецсредств,
правовое положение полицейского.
Например, много шума вызвало прямое указание в законопроекте на право
беспрепятственно посещать любые организации и знакомиться там с
необходимыми документами. Сделать это полицейский сможет только в рамках
доследственной проверки, следствия по уголовному делу или
разбирательству по делу об административном правонарушении. Но и сейчас
всеми этими полномочиями милиционер уже наделен. Просто они указаны в
других законах — УПК, КоАП или законе «Об оперативно-розыскной
деятельности». Полицейский законопроект лишь свел разбросанные по другим законам полномочия в единый перечень из 37 прав и 38 обязанностей. В действующем законе «О милиции» отражены 37 прав и 36 обязанностей.
Искать изменения в законопроекте можно разве что с лупой. Но некоторые из них все же стоит привести.
Изменение 1. В целом закон «О полиции» отличается от
действующего милицейского резким сокращением отсылочных норм. В нем
представлен исчерпывающий перечень полномочий. Какие-то новые права и
обязанности полиции могут возникнуть только путем включения дополнений в
закон «О полиции». В большой степени исполнено пожелание президента
«поднять» многие полномочия милиции из внутренних приказов, зачастую
недоступных гражданам, до уровня федерального закона.
Изменение 2. Детализирована процедура и порядок
задержания. Полиции дан закрытый перечень из 13 категорий лиц, которых
она получит право задерживать. Четко прописана последовательность
действий после задержания. Можно будет ожидать волны жалоб на
несоблюдение этих процедур в течение нескольких лет после вступления
закона в силу.
Изменение 3. Введено право задержанного на один
телефонный звонок. Срок предоставления такой возможности — три часа с
момента задержания. Цель — уведомление близких о задержании и месте
нахождения.
Но попытка интегрировать в российские реалии классическую обязанность
американской полиции рискует остаться полумерой: ответственность за
отказ дать позвонить в законе не предусмотрена. Прямое толкование нормы
не предполагает звонка адвокату — если, конечно, он не близкий
родственник. Введено и ограничение этого права: никаких звонков для
сбежавших психбольных и пациентов, которых принудительно лечат по
решению суда (в первую очередь от туберкулеза и наркомании),
разыскиваемых за преступления, уклоняющихся от административного ареста,
совершивших побег из-под стражи. С чем связана такая дискриминация
больных, непонятно. Особенно в свете недавнего решения Конституционного
суда, давшего психбольным право участвовать в судебном рассмотрении
вопроса о принудительном лечении. Чем отличаются беглые от других
подозреваемых, не очевидно.
Изменение 4. Так же детально теперь прописаны
полномочия полицейских при проникновении в жилище. Вместо двух абзацев в
действующем законе теперь этому посвящена отдельная статья из восьми
пунктов. Раньше о проникновении в дом, квартиру или на земельный участок
против воли проживающих в течение суток уведомлялся только прокурор.
Теперь к нему добавился собственник жилища и пр. Основания вторжения в
жилище не изменились: спасение жизни и имущества, задержание
преступника, пресечение преступления, несчастный случай.
Изменение 5. В отдельную статью выделены и прописаны
все полномочия полиции по ведению баз данных россиян. Полиция остается
одним из основных носителей сведений о гражданах — она ведет базы данных
23 различных категорий граждан, от иностранцев и владельцев оружия до
потерпевших и имеющих водительское удостоверение. Регламентация этой
функции явилась следствием принятия два года назад закона о персональных
данных.
Изменение 6. Применение физической силы, оружия и
спецсредств в законе «О милиции» было наиболее детализированным
полномочием. Милиционеров заставляют наизусть заучивать тексты
соответствующих статей. Закон «О полиции» пошел еще дальше. Теперь
написано, например, что «не допускается нанесение человеку ударов
специальной палкой по голове, шее, ключичной области, животу, половым
органам, в область проекции сердца».
Изменение 7. Число применяемых спецсредств
увеличилось с 10 до 14. Классические наручники раздвоились на непонятные
«средства сковывания движения» и «средства ограничения подвижности».
Служебные собаки поменялись на служебных животных (речь, например, о
конных патрулях). Появились средства блокирования движения групп
граждан, совершающих противоправные действия, — так называемые
«отсекатели», применяемые на митингах и концертах. При этом специально
оговорено, что незаконные, но ненасильственные акции не могут
пресекаться с применением спецсредств.
Изменение 8. Увеличился на один пункт перечень
оснований для применения огнестрельного оружия против людей. Специально
«под боевиков» появилось право застрелить лицо, оказывающее «вооруженное
сопротивление», а также лицо, отказывающееся «выполнить законное
требование о сдаче находящихся при нем оружия, боеприпасов, взрывчатых
веществ, взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ».
Изменение 9. Отныне состав полиции, порядок
создания, реорганизации и ликвидации подразделений полиции определяются
президентом. Это одно из немногих положений законопроекта, снижающих
уровень его юридической силы до подзаконного акта. В действующем законе
«О милиции» структура — деление на местную и криминальную милицию —
прямо указывается. Как будет построена система полиции, пока публике
неизвестно.
Изменение 10. Чрезвычайно много внимания в
законопроекте уделено описанию принципов общественного контроля за
работой полиции. Дмитрий Медведев придал этому новшеству еще большее
значение, призвав на днях граждан следить за внедрением нового закона.
Закон вводит мониторинг общественного мнения, отчетность полицейских
начальников перед гражданами, регламентирует работу общественных
советов, предусматривает общественную экспертизу нормативных актов и
многое другое. Будет ли это эффективно работать, покажет время.
http://www.forbes.ru/ekonomika-column/vlast/62781-10-glavnyh-novostei-o-politsii
Президенту РФ Дмитрию Медведеву на итоговой расширенной коллегии МВД
РФ продемонстрировали образцы новой форменной одежды, которую будут
носить полицейские. Предусмотрено обмундирование для разных сезонов и
погодных условий. Здесь есть каракулевые шапки, кожаные пальто и кители.
А для женщин разработали шляпки с кокардой.
Во что будут одеты «господа полицейские»
----------
Полиция обязана принять любое заявление о преступлении, даже анонимное
Министр внутренних дел России Владимир Колокольцев своим приказом утвердил инструкцию, которая в
мельчайших деталях - вплоть до образцов бланков и полицейских рапортов - объясняет алгоритм приема у граждан заявлений о преступлениях и прочих правонарушениях.
Смысл этой инструкции, которая публикуется сегодня в "Российской газете", министр кратко разъяснил в
преамбуле приказа - для укрепления учетно-регистрационной дисциплины и законности в территориальных органах МВД. То есть любое сообщение жителя о каком-то криминале должно быть не просто "принято к сведению", а зарегистрировано особым способом. Это значит, что поступившей информации присвоят порядковый учетный номер, внесут в регистрационные журналы и возьмут на контроль.
Причем о сообщении должны знать несколько должностных лиц - например, сотрудник, который получил эту информацию, оперативный дежурный, которому этот сотрудник обязан немедленно сообщить о новых сведениях, офицер, которому поручено проверить информацию и принять решение. И это не считая регистраторов, делопроизводителей и оперативников, которые поедут на место преступления или происшествия.
В общем, сама схема продумана так, чтобы максимально усложнить недобросовестному, коррумпированному или просто ленивому полицейскому проигнорировать обращение к нему человека.
Что важно, инструкция напрочь отметает возможные и многим известные уловки иных сотрудников: мол, принимаем только письменные обращения, в которых должны быть указаны все реквизиты заявителя.
Министр недвусмысленно указал: сгодятся любые обращения в любой форме и любому сотруднику - письменно, в электронном виде, по телефону, устно и анонимно, особенно если речь идет о возможном теракте. И принять такое заявление обязан любой сотрудник - от рядового до генерала, хоть в помещении подразделения органа внутренних дел, хоть на улице от случайного прохожего. И уж затем он обязан как можно быстрее поставить в известность своего оперативного дежурного.
Кстати, особым пунктом в инструкции отмечена важность и ценность сообщений, поступивших по "телефону доверия". Они имеют не только оперативную ценность, но и, так сказать, психологическую: для кого-то звонок по этому номеру - как последняя надежда на справедливость.
Конечно, подавать заявления в дежурной части удобнее - здесь эта процедура полностью отработана. Главное, что заявитель получает специальный талон-уведомление с номером своего заявления. Он уже четко знает, кому и когда ему следует задавать вопросы, от кого ждать ответов и результатов.
Но и от случайной информации министр строго запрещает просто так отмахиваться - нередко именно такие вот случаи и спасают людям жизнь, помогают найти особо опасных преступников.
Не секрет, что иные полицейские начальники, чтобы улучшить показатели, просто не регистрировали и прятали, что называется, "под сукно", заявления и обращения жителей своего района. Понятно, что доверие к полиции резко падало, а преступность росла.
Владимир Колокольцев не раз говорил, что необходимо знать реальное состояние дел, чтобы эффективно бороться с преступностью. И никакие формальные показатели не спасут начальника, если они будут расходиться с этой самой реальностью.
Следить за правильностью регистрации обращений обязан ежедневно начальник территориального округа. И в каждом отделе - специальная контрольная комиссия.