Что
вспоминают российские граждане-потребители среднего и старшего возраста
из советского времени? Твердые цены на товары, их дефицит и, - как
следствие,- блат с директором магазина или базы? Это всё в прошлом.
Однако такое завоевание социализма, как чиновничий беспредел, никак не
хочет нас всех отпускать.
На первый взгляд кажется, что это - проблема несовершенства и
некомпетенции государственных служащих. Но когда этого невозможно
реализовать такие права, как право на получение тех или иных услуг,
что делать в этой ситуации гражданину-потребителю?
ЗАМОРОЧКА С ПРОПИСКОЙ
Четыре года назад гражданин С. выписался из своей квартиры и продал
ее. На вырученные деньги купил сыну квартиру в другом городе, а сам
стал снимать жилье. Причем, вполне официально. Заключил с собственником
квартиры договор найма жилого помещения в письменной форме, а затем с
договором и паспортами отправился в паспортный стол регистрироваться по
новому месту жительства.
Но, не тут то было! В паспортном столе его встретили "тетки"
советской закалки. Просмотрев документы, они объявили, что им их
недостаточно и потребовали привести хозяина квартиры вместе с
документами, подтверждающими его право собственности на жилье. С.
только развел руками: согласно Правилам регистрации и снятия граждан
РФ с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в
пределах РФ, чтобы прописаться в арендуемое жилое помещение, ни
собственника, ни его документов не требуется. Однако без выполнения
этих требований С. отказывались регистрировать по его новому месту
жительства...
К СВЕДЕНИЮ
* Граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не
являющихся их местом жительства, на срок свыше 90 дней, обязаны по
истечении указанного срока обратиться к должностным лицам,
ответственным за регистрацию, и представить:
- документ, удостоверяющий личность;
- заявление установленной формы о регистрации по месту пребывания;
- документ, являющийся основанием для временного проживания гражданина
в указанном жилом помещении (договоры найма (поднайма), социального
найма жилого помещения или заявление лица, предоставляющего гражданину
жилое помещение).
* Регистрация граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не
являющихся местом их жительства, осуществляется на срок, определенный
по взаимному соглашению:
- с нанимателями и всеми совместно проживающими с ними членами их
семей, в том числе с временно отсутствующими членами их семей, при
условии проживания в домах государственного или муниципального жилого
фонда;
- с собственниками жилых помещений;
- с правлениями жилищно-строительных или жилищных кооперативов, если
члены кооперативов не являются собственниками данных жилых помещений.
* Должностные лица, ответственные за регистрацию, а также граждане и
юридические лица, предоставляющие для проживания принадлежащие им на
праве собственности жилые помещения, в трехдневный срок со дня
обращения граждан передают документы, указанные в пункте 9 настоящих
Правил, в органы регистрационного учета.
* Органы регистрационного учета в трехдневный срок со дня поступления
документов регистрируют в установленном порядке граждан по месту
пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, и
выдают им свидетельство о регистрации по месту пребывания.
(пункты 9-12 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного
учета по месту пребывания и месту жительства в пределах РФ)
Для оформления регистрации и получения ответов на вопросы С. направили
в центр по приему и оформлению документов на регистрацию граждан по
месту жительства Екатеринбурга. Но и там у него отказались принять
документы, мотивируя различного рода претензиями, не установленными
законом.
Когда разговор, особенно с должностными лицами, заходит в тупик,
приходится переводить общение в письменную плоскость. С. решил
обжаловать действия центра в Кировский суд Екатеринбурга. А там
выяснились весьма интересные подробности. Выяснилось, что созданный
постановлением мэра Екатеринбурга и содержащийся за счет местного
бюджета орган, действия которого в суде решил обжаловать С., - не
является органом власти и даже муниципальным органом. На этом основании
суд прекратил дело, предложив С. обратиться за решением своей проблемы
в ином - исковом порядке.
Начался знакомый всем чиновничий "футбол". Казалось бы: у заявителя
есть обязанность обратиться за регистрацией, у госоргана - обязанность
принять документы и зарегистрировать. И, вообще говоря, она территории
РФ регистрацию осуществляет паспортно-визовая служба как орган
федеральной исполнительной власти. Однако же по воле главы
муниципального образования екатеринбуржцы должны с этой целью идти в
непонятно зачем созданный центр, действия которого невозможно даже
обжаловать в публичном порядке!
В ПОИСКАХ СПРАВЕДЛИВОСТИ
Дважды местный суд отказывал С. в регистрации, пока, наконец,
окружной суд сам не вынес решение: признать отказ незаконным и
зарегистрировать С.
Но, разобравшись в причинах отказа, студент юрфака, С.решил
покончить с проблемой подчинения незаконным решениям администрации, что
называется, в широком масштабе. Его логика была такой. Создание
центра было официально закреплено постановлением мэра Екатеринбурга.
Однако после издания оно нигде не было опубликовано. Согласно,
Конституции РФ, неопубликованные законы и иные нормативные акты не
подлежат применению на территории Российской Федерации. Однако на
практике дело обстоит так, что официально не существующая организация
к тому моменту 7 лет занимается приемом документов на регистрацию, и
помимо законных придумывает свои правила регистрации! Изучив
неопубликованное постановление, С. узнал также, что в пункте,
определяющем перечень функций центра, нет таких, как принятие и выдача
документов.
С. подал в суд обращение о соответствии Уставу Свердловской области
актов города Екатеринбурга, касающихся процедуры регистрации по месту
жительства и месту временного пребывания. И добился справедливости: 13
февраля 2007 года Уставный суд Свердловской области признал
несоответствующим областному Уставу Положение о создании районных
центров по приему документов для представления в паспортно-визовые
службы на регистрацию граждан по месту жительства и по месту
пребывания, утвержденное мэром Екатеринбурга.
БОМЖАМ УСЛУГИ НЕ ОКАЗЫВАЮТ
На первый взгляд кажется, что все вышеперечисленные проблемы
напрямую не касаются прав гражданин, гарантированных им другими
федеральными законами, в том числе и законом РФ "О защите прав
потребителей". Но на деле это не так. Из-за отсутствия штампика в
паспорте С. сняли с регистрации в качестве безработного, отказались
заменять медицинский полис, не включили в списки избирателей,
прекратили выдачу социального пособия (и - книг в библиотеке), он не
смог встать на учет в военкомат.
Возникла и еще одна, чисто потребительская проблема -
Екатеринбургская компания сотовой связи "Мотив" отказалась заключать с
ним договор на предоставление услуги связи в связи с отсутствием штампа
в паспорте. Вообще говоря, законом РФ "О связи", "Правилами оказания
услуг подвижной связи", и даже внутренними правилами компании
предоставление услуг связи с регистрацией никак не связано. Но логика
компании была следующей: клиент обязан предоставить документ,
удостоверяющий личность и указать адрес места жительства. А поскольку
адрес местожительства записывается в штампе регистрации и указывается
в паспорте, при заключении договора сотрудники компании сотовой связи
обязывали клиентов предоставлять паспорт с штампом о регистрации.
Аргумент, что зачастую адрес, указанный в штампике, не соответствует
фактическому проживанию и никакие ссылки на правила и законы, ни
уговоры не подействовали. Договор об оказании услуг связи пришлось
заключать на товарища, а самому - добиваться восстановления своих прав,
ввязываясь еще в одну тяжбу.
К СВЕДЕНИЮ
Из "Правил оказания услуг подвижной связи"
18. Гражданин представляет оператору связи документ, удостоверяющий личность.
19. В договоре должны быть указаны следующие данные:
д) сведения об абоненте (фамилия, имя, отчество, место жительства, реквизиты документа, удостоверяющего личность.
Сначала С. подал руководителю компании письменную претензию о
незаконном отказе в заключении договора, которая осталась без ответа.
Затем он подал иск в суд - там почему-то, иски "без штампика"
принимали, хотя логика их должна быть аналогичной. Почему? Судья
посчитала, что исковые требования вытекают из обязательственных
отношений, закрепленных в ГК РФ и ст.28 ГПК РФ, в пункте 2 которой
сказано: "Иск к организации, вытекающий из деятельности ее филиала или
представительства, может быть предъявлен также в суд по месту
нахождения ее филиала или представительства".
Дело тянулось два года и побывало в шести судебных инстанциях.
Наконец суд Чкаловского районного суда Екатеринбурга полностью
удовлетворил требования истца. Суд обязал ответчика переоформить
договор, заключенный с третьим лицом, на истца, и взыскал с него 2 000
рублей морального вреда, штраф за отказ в удовлетворении требований
потребителя в добровольном порядке, и судебные расходы по делу.
ЗАКОН ПРОТИВ ПРОИЗВОЛА
В преамбуле закона РФ "О защите прав потребителей" сказано:
"потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести
либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы,
услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не
связанных с осуществлением предпринимательской деятельности". Однако в
этом законе, как и во многих других, нет ни слова о том, что фактор
наличия/отсутствия регистрации для осуществления прав потребителя
имеет определяющее значение. Что и доказал судебный процесс, выигранный
С. у компании сотовой связи.
Однако вопрос выставления непонятных препонов для осуществления в
том числе и потребительских прав, - хотим мы этого или нет, - иногда
встает перед нами. И не у каждого, пусть даже и юридически подкованного
человека, когда эта проблема встает перед ним, находится ее решение.
Есть ли какие-либо правовые основы для противостояния неуемному
желанию государственных служащих и сотрудников разного рода
организаций, которые урезают наши права, установленные федеральным
законодательствам, предлагая пройти преодолеть на пути их реализации
множество ими самими придуманных правил?
В силу ст.76 Конституции РФ законы и нормативные акты, изданные
субъектами РФ и органами местного самоуправления, не могут
противоречить федеральным законам. В случае если эти противоречия
выявляются, приоритетом действия по сравнению с локальным нормативным
актом обладает федеральный закон. Эта норма является основанием для
обжалования действий представителей государственных служащих и
сотрудников иных организаций, (зарегистрированных и осуществляющих свою
деятельность на территории РФ), если их требования основываются на
нормах законодательных актов, содержание которых противоречит нормам
федеральных законов.
Как это можно осуществить на практике? В нашей стране действует
закон РФ "Обжаловании в суд действий и решений должностных лиц", в ст.
1 которого сказано: "Каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в
суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями)
государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений,
предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных
лиц нарушены его права и свободы".
Что мы можем обжаловать? Коллегиальные и единоличные действия
(решения), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина,
созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод, на
гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно
привлечен к какой-либо ответственности (ст.2). Однако действие данного
закона не распространяется на действия/ решения, проверка которых
законности которых отнесена к исключительной компетенции
Конституционного суда РФ или в отношении которых законодательством
предусмотрен иной порядок судебного обжалования. Например,
установленный в законе РФ "О защите прав потребителей" - законе прямого
действия.
Куда подавать жалобу? Помимо суда закон еще предоставляет
возможность обратиться "к вышестоящему в порядке подчиненности
государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению,
предприятию или объединению, общественному объединению, должностному
лицу" (ст. 4). В месячный срок эта жалоба должна быть рассмотрена, и в
случае отказа или неудовлетворения требования у гражданина остается
еще право на обращение в суд.
Жалобу, обоснованную нормами данного закона, можно подать - на свое
усмотрение - в суд по месту жительства, либо в суд по месту нахождения
организации, объединения, должностного лица. Подавая жалобу в суд,
имейте в виду, что данный закон предоставляет также право на
приостановление исполнения обжалуемого действия (решения) на срок
рассмотрения жалобы. Но для этого надо проявить инициативу и высказать
об этом просьбу суду, либо попросить суд решить этот по своей
инициативе.
Для обращения в суд с жалобой на действия и решения должностных лиц
существуют сроки, которые нужно стараться не пропустить. С момента,
когда вам стало известно о нарушении прав, не должно пройти три
месяца, а с момента получения письменного уведомления об отказе
вышестоящего органа (объединения, должностного лица), или неполучения
никакого письменного ответа в удовлетворении жалобы, - месяц.
Впрочем, пропущенный по уважительной причине срок может быть восстановлен судом (ст. 5).
Решения суда по жалобе, поданной на основании данного закона, по жалобе
решение вступает в законную силу по прошествии 10 дней. Суд
контролирует исполнение решения, а в случае неисполнения - принимает
меры в соответствии с действующим законодательством. (ст. 8).
НА ЗАМЕТКУ
МЫ - ПОТРЕБИТЕЛИ УСЛУГ, ОКАЗЫВАЕМЫХ ВЛАСТЬЮ
В последние годы все больше органов местного самоуправления на
территории нкак нашей страны, так и стран ближнего зарубежья,
перестраивают свою деятельность в соответствии со стандартами системы
управления качеством ISO 9001:2000, перенимая тем самым положительный
опыт Европы и Америки.
<Современная практика муниципального управления, как
профессиональная деятельность квалифицированных управленцев, все
отчетливее приобретает черты корпоративного менеджмента+>
<Принципиально новым в организации деятельности и управления
локальных органов власти становится внедрение прокачественных методов
управления, в основе которых находится переход на международные
стандарты системы управления качеством ISO 9001:2000 в обслуживании
органами местной власти граждан и туристов>. <Управленческие
услуги имеет собственную сложную структуру. По функциям можно выделять
услуги информационно-аналитического характера (сбор, анализ,
предоставление информации для граждан и для принятия решений),
планирования и прогнозирования (генеральный план, стратегический план,
ориентация предпринимателей на новые территории застройки, стоимость
земли, разработка промышленной политики и т.п.), организационные
(формирование и реорганизации структуры муниципалитета, разработка
регламента по проведению фестивалей, праздников и т.п.).
Административные услуги по функциональному назначению подразделяются на
услуги регулирующего характера и операционные услуги, реализация
которых направлена на формирование заданного качества городской
среды.>
Ирина ГЕРАСИМОВА, Сергей СМЕРДОВ
Здесь Вы можете скачать на свой компьютер образцы исковых заявлений, договоров и других документов.
Исковое заявление о возмещении ущерба и компенсации морального вреда при ДТП (образец)
Скачать
Исковое заявление о восстановлении на работе и взыскании среднего заработка (образец)
Скачать
Заявление об увольнении (образец)
Скачать
Заявление о выдаче загранпаспорта (образец)
Скачать
Заявление об установлении факта совместного проживания с наследодателем для освобождения от налога на наследство (образец)
Скачать
Трудовой договор(образец)
1. Комитет по делам молодёжи, физической культуры и спорту администрации города Ульяновска kbpbr@mail.ru 2. Управление образования администрации города Ульяновска uom-ul@uom.mv.ru З.
Управление культуры и организации досуга населения администрации города
Ульяновска 420895@bk.ru, (адрес юристов - 274308@mail.ru) 4.
Управление по реализации социально значимых программ и проектов
администрации города Ульяновска (комитет здравоохранения)
komitet_zm@mail.ru 5. Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Ульяновска – kugi@inbox.ru 6. Комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Ульяновска – komitet73dor@mail.ru 7.
Комитет жилищно-коммунального хозяйства и экологии администрации города
Ульяновска – komitetgkh@mail.ru (председатель smail81@gmail.com) 8. Комитет архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска – uaig_ul@mail.ru 9. Комитет по экономике, регулированию цен, тарифов и муниципального заказа администрации города Ульяновска – komitet-ul@mail.ru 10.
Комитет по развитию предпринимательства, потребительского рынка и
защите прав потребителей администрации города Ульяновска -
komitet-73@list.ru 11. Управление инвестиций, инноваций и частно-муниципального партнёрства администрации города Ульяновска – econom@ulmeria.ru 12. Управление по внешним связям администрации города Ульяновска - wnesh@mail.ru (экспертно-аналитический отдел) - expert@ulmeria.ru 13. Управление по работе с правоохранительными органами администрации города Ульяновска - pravohr@ulmeria.ru 14. Отдел по учёту и распределению жилой площади администрации города Ульяновска – zhil_otdel@mail.ru 15. Финансовое управление администрации города Ульяновска – fymgy@mail.ru, gorod@ufo.ulntc.ru 16. Администрация Заволжского района Ульяновска – adm.zavolgia@mail.ru 17. Администрация Железнодорожного района Ульяновска - adminjdr@mail.ru 18. Администрация Засвияжского района Ульяновска – ypr-adm73@rambler.ru 19. Администрация Ленинского района Ульяновска – ullenadm@yandex.ru 20. Администрация Ульяновска meria@mv.ru
|