Вопросы и ответы теста по Истории эстетических учений
1. ____________________ — главное архитектурное сооружение готики.
• Собор
2. ____________________ — дух трагедии, противоречия, стремление отдалиться от земли, искусство
сомнений и неудовлетворенных чаяний, борьба аскетизма с чувственностью, экстаз, даже истерика.
• Барокко
3. ____________________ был первым, кто изобразил обнаженную Афродиту такой, какой она, по
преданию, вышла из пены морской.
• Скопас
4. ____________________ в своем творчестве противопоставил два мира — чувственный (где пребывает
человек) и сверхчувственный (мир идей).
• Платон
5. ____________________ говорит о том, что ряд искусств доставляет умственное удовольствие
(например, поэзия), ряд других — чувственное (музыка, изобразительное).
• Аристотель
6. ____________________ дает характеристику безобразного. Безобразное вызывает отвращение, оно
являет собой отсутствие формы, нарушение порядка.
• Василий Великий
7. ____________________ искусства (музыка, поэзия, танец) — искусства экспрессивные, ориентированные
в большей степени на чувства.
• Временные
8. ____________________ первыми в античной эстетики поставили специфически эстетические проблемы.
Важными чертами их эстетики являются сенсуализм, гедонизм, субъективизм, релятивизм.
• Софисты
9. ____________________ по Платону, запредельно чувственному миру, предельно объективно, оно вид,
или идея, истинно сущее бытие.
• Прекрасное
10. ____________________ принято называть памятники архитектуры XII, XIII, XIV и отчасти XV и XVI вв.
• Готическими
11. ____________________ разрабатывали диалектику понятий прекрасного и безобразного.
• Софисты
12. ____________________ сделал окончательно невозможным осуществление иррациональной
парадигмы.
• Сократ
13. ____________________ сформировали, с одной стороны, значительные достижения в области техники
(материальная сторона); с другой стороны, глубокая религиозность, борьба со всем материальным,
жажда высшей свободы, вера в святость страданий (духовная сторона).
• Готическое искусство
14. ____________________ эстетика является базовой для всех других ее разновидностей эстетики.
• Философская
15. ____________________ является одним из тех художников-скульпторов, которому удалось косвенным
путем передать время.
• Мирон
16. ____________________, как пространственный вид искусства, не в состоянии адекватно передать
время, для этого, как подчеркивал Лессинг, истинные художники умеют запечатлеть тот миг, который
существует накануне самого движения.
• Скульптура
17. ____________________, разделяя понятия трансцендентной (to kallos) и земной (kallon) красоты,
подчеркивали, что трансцендентная красота никогда не убывает, излучаясь в иерархию небесных и
земных существ.
• Византийские мыслители
18. «Красота есть красота смысла, сознания, разума» — это определение принадлежит ...
• Сократу
19. «Прекрасно то, что приятно для взора и слуха» — это определение прекрасного принадлежит ...
• софисту Горгию
20. «Художник воспроизводит не действительность, но внутреннюю форму, которая является не его
творением, а отражением вечного образца. Основной задачей искусства является создание
прекрасного» — эта концепция принадлежит:
• Плотину
21. Августин обратил внимание на соотношение ____________________. Красота для него всегда
отождествлялась с формой. Формой всякой красоты у Августина выступало единство. Понятие о
единстве, пришедшее к нему от неоплатонизма, на смену его увлечению манихейством, стало
основой его эстетики.
• прекрасного и безобразного
22. Антропологическая эстетика характеризуется прежде всего самостоятельностью
• личностного начала
23. В ____________________ архитектуре сложились три ордера: дорийский (или дорический), ионический
и коринфский.
• греческой
24. В ____________________ развитие эстетики и художественных направлений во многом отличалось от
предыдущих эпох. На эстетику в этот период оказывали существенное влияние многие факторы,
действовавшие в комплексе. Это идеологический фактор, философско-теоретический, конкретно-
научный, художественно-практический.
• конце XIX — начале XX веков
25. В гармонии аполлоновского и дионисийского начал ____________________ видел идеал искусства, но
все же более склонялся к иррациональному, что сближает его со всей иррационалистической
философией конца XIX — начала XX в.
• Ницше
26. В искусстве ____________________ способ воспроизведения мира — это такой способ, в котором над
точностью передачи самой действительности преобладает отношение художника к изображаемому.
• романтизма
27. В конце XIX — начале XX в. происходит радикальное отрицание ____________________ принципов
творчества.
• традиционных
28. В крито-микенской, или эгейской, культуре поражает, прежде всего:
• архитектура
29. В культуре ____________________ исповедовалась религия первобытного населения, мистическая
религия подземных богов, мистическая, экстатическая религия орфиков, культ Диониса, имевшего
своим истоком Восток.
• Греции
30. В культуре и эстетике Возрождения присутствовала четкая ориентация на:
• человека
31. В период ____________________ антропологической эстетики развития античной философии
проявился пристальный интерес к человеку.
• антропологической эстетики
32. В рамках эстетической деятельности главной установкой является деятельность по законам:
• красоты
33. В романском стиле доминирующую (определяющую) роль играла:
• архитектура
34. В романском стиле скульптура не имела самостоятельности и была связана с:
• архитектурой
35. В теории символов Псевдо-Дионисий выделяет символы:
• динамические и статические
36. В формировании принципа ____________________ в эстетике классицизма серьезную роль сыграло
картезианство.
• рациональности
37. В эпоху эллинизма (III в. до н.э. — III в. н.э.) эстетические взгляды не слишком изменились. Только
возникшая в конце III в. н.э. концепция Плотина дала новый анализ:
• прекрасного и искусства
38. В эстетике Возрождения категория ____________________ занимает значительное место.
• трагического
39. Важнейшей категорией ____________________ прекрасного в патристике является цвет.
• византийской эстетики
40. Византийская культура — сплав иудейской, персидской и эллинской культур. Она уникальна.
Византийская культура базируется на эллинистической, но ею не ограничивается, так как наряду с
процессом эллинизации Востока для греческой культуры характерен процесс ее:
• ориентализации
41. Влияние ____________________, а через него и влияние античности, выработало ориентацию
художественной жизни эпохи классицизма XVII в. на рассудочность, рациональность.
• Возрождения
42. Вначале готический стиль сформировался в XII веке в (во) ____________________, затем перешел в
Англию, в XIII в. был воспринят в Германии и распространился по всей Европе.
• Франции
43. Второй этап истории эстетики (с XVIII по середину XIX вв.) — период
• немецкой классической философии
44. Гениальный скульптор Пракситель предпочитал передавать в своих работах
• мечтательный покой
45. Гениальный скульптор Скопас является автором скульптуры бога
• Аполлона
46. Главная специфика искусства антропологической ступени состоит в:
• подражании жизни
47. Греческая культура имеет два разных начала бытия, которым Ф. Ницше в конце XIX в. дал
названия
• аполлоновского и дионисийского
48. Для ____________________ характерно отсутствие прямого влияния античного прошлого (только через
итальянское веяние). Отказ от религиозных изображений в протестантизме влечет за собой
впоследствии развитие близких к реализму жанров светского искусства, акцентирующего внимание
на показе обычного человека.
• Северного Возрождения
49. Для эстетики ____________________ характерно влияние Аврелия Августина (354-430).
• раннего средневековья
50. Европа более двух тысяч лет назад начала свое культурное развитие и продолжает развиваться
по пути ____________________ начала.
• аполлоновского
51. Если специфика красоты, различение красоты и блага, красоты и добра дается Сократом при
разработке самой идеи прекрасного намеком, то при исследовании искусства специфика
____________________ проглядывает более отчетливо.
• эстетического
52. Из-за принятого ____________________ принципа целесообразности ему в большинстве случаев
приписывают узкоутилитарный подход к проблеме прекрасного.
• Сократом
53. Интерес к античности связан у возрожденцев с модификацией ____________________ традиции.
• христианской (католической)
54. Ирония у Шлегеля представляет художественный смысл. Художник пытается осознать цель,
смысл создаваемого им художественного произведения. Он стремится к этой цели, но одновременно
он осознает и свою ограниченность в ее достижении. Это оборачивается противоречием. И если в
эпоху Возрождения подобный конфликт разрешался трагедией, то в эпоху ____________________ он
разрешается иронией.
• романтизма
55. Искусства ____________________ у древних греков (живопись, скульптура, архитектура) — искусства
конструктивные, созданные для созерцания.
• пространственные
56. Искусство X-XII вв. (VI-XII вв.) называют ____________________. Это первый общеевропейский
(несмотря на ряд не столь принципиальных национальных различий) художественный стиль.
• романским
57. Искусство Барокко было призвано возвеличивать:
• католическую церковь и короля
58. Искусство в ____________________ рассматривалось как наиболее совершенный способ постижения
мира.
• эпоху Возрождения
59. Искусство греческой архаики часто называют:
• «обещанием классики»
60. Искусство является традиционной, более старшей, чем ____________________, формой эстетической
деятельности.
• дизайн
61. Искусство, с точки зрения Платона, есть подражание миру чувственных вещей, а не истинному
миру
• идей
62. Историческое искусство барокко сложилось в:
• XVII веке
63. Италийская философия в свете космологически-эстетической значимости представлена:
• Пифагором
64. К X-XII вв. эстетическое сознание византийцев достигло высшей ступени. В византийской эстетике
переплелись несколько направлений. Главным из них было так называемое:
• церковно-патристическое
65. Каноны ____________________ явились во многом следствием пифагорейских идей.
• изобразительного искусства
66. Катарсис — понятие, выражающее
• очищение
67. Колонизация дала возможность грекам
• обрести иной взгляд на мир
68. Культура Возрождения носила ____________________ характер.
• элитарный
69. Культура Возрождения носит отчетливо ____________________ характер.
• художественный
70. Культура цвета представлена главным образом в церковной живописи, в основном в:
• мозаике
71. На особенности эстетики третьего периода активно влияют:
• позитивизм и социология
72. Наиболее известным и значительным художником итальянского барокко был:
• Бернини
73. Одними из самых знаменитых скульптур эпохи эллинизма являются:
• Венера (Афродита Милосская) и Ника Самофракийская
74. Одной из важнейших категорий ____________________ является категория света. Ни в какой другой
культуре свету не придавалось такого важного значения. Свет выступал главной модификацией
прекрасного.
• византийской эстетики
75. Одной из особых причин, усиливавших развитие древнегреческой культуры, явилась(-ось, -ись):
• колонизация и связанная с ней торговля
76. Определение, данное Аристотелем, продержалось около двух тысяч лет. Он охарактеризовал
____________________ как человеческую деятельность.
• искусство
77. Основные причины появления ____________________: социально-исторические и культурно-
художественные.
• движения романтизма
78. Основой церковно-патристического направления византийской эстетики стала ____________________
эстетика.
• ближневосточная и греко-римская
79. Особенности ____________________ архитектуры позволяли создать иллюзию оторванности от земли
огромных, высоких соборов. Контраст размера здания и впечатление парения над землей создавали и
создают по сей день невероятный эстетический эффект.
• готической
80. Отличие реального от идеального или прекрасной вещи и прекрасного самого по себе — это то,
чего не могли дать целых два века космологической философии. Эта установка принадлежит ...
• Сократу
81. Первоначально основой ____________________ искусств был танец в сопровождении музыки и слов,
«триединая хорея».
• экспрессивных
82. Первый этап развития теоретической эстетики завершился в (на):
• начале XVIII столетия
83. Первый этап развития теоретической эстетики начался в Древнем(-ей):
• Греции в VI веке до н.э.
84. Период греческой классики дал мировой художественной культуре многие имена. Самым
знаменитым художником этой поры был скульптор ____________________ — знаменитый создатель
Афины-покровительницы, Афины-девственницы и Зевса Олимпийского.
• Фидий
85. Период космологической эстетики относится к:
• началу V века до н.э.
86. Пифагорейцы считали, что очищению души — катарсису — особенно способствует:
• музыка
87. Платон разводит чувственное восприятие и восприятие прекрасного. Прекрасное, по его мнению,
в силу запредельности чувственному миру, не может быть постигнуто чувствами, но только
• умом
88. Понятие «Возрождение» в сущности, стало означать:
• гуманизм
89. Понятие искусства у ____________________ противопоставлялось понятию природы. Искусство —
всегда творение рук человека.
• софистов
90. Понятия, введенные пифагорейцами и закрепившиеся и истории мысли как эстетические
(гармония, пропорция, мера), являлись основополагающими в их философской системе, где
____________________ отношения играли особую роль.
• математические
91. Постижение человеком мира, наполненного божественной красотой, становится одной из главных
мировоззренческих задач
• эпохи Возрождения
92. Предыстория развития эстетики — это:
• мифология
93. Проблемы символа и образа теснейшим образом связаны с теорией ____________________, теорией
иконы, а также со спором иконоборцев с иконопочитателями.
• изобразительного образа
94. Противоречивость культуры ____________________ заключается в радости самоутверждения и
трагизме мироощущения.
• возрождения
95. Путь Европы к рационализму начинается от:
• Парменида
96. Разработка ряда исключительно эстетических понятий (гармония, прекрасное, катарсис,
пропорция), а также видов искусства (музыки, танца, поэзии) теснейшим образом связана у
____________________ с их общей философской религиозно-космологической концепцией. Мир
совершенен, поскольку в его основе — гармония. Душа связана с музыкой.
• пифагорейцев
97. Рассмотрение теоретических проблем эстетики тесно связано с ее:
• историей
98. С одной стороны, в ____________________ присутствует математическая тенденция (пропорция и
мера), с другой стороны, религиозная (искусство, музыка и ее воздействие на душу человека).
• эстетике Пифагора
99. С определенной мерой условности можно сказать, что к ____________________ вплотную подошел
Микеланджело.
• образу-типу
100. Скульптуры ____________________ — неопровержимое доказательство просыпающейся внутренней
жизни человека.
• Скопаса
101. Содержание искусства антропологической ступени все еще дается богами, эта формальная
позиция повелительно диктует такому искусству и соответствующий стиль; это стиль
____________________ с ее ритмико-симметрическими проблемами живого тела.
• строгой классики
102. Сократ представляет не просто антропологическую эстетику, но выделяется в ней особо. Он
своим обращением к человеку, его разуму превзошел софистов, и старался все единичное
обязательно возвести при помощи рассудка во всеобщее
• Сократ
103. Софист Горгий характеризовал искусство как:
• иллюзию, «высокий обман»
104. Специфическую роль в процессе формирования византийской культуры сыграла
____________________ иммиграция, произведя, в сущности, этнографический переворот.
• славянская
105. Средневековая византийская эстетика представляет оригинальный анализ основных
эстетических понятий. Ряд из них достаточно традиционен (прекрасное, образ), другие, напротив,
оригинальны (например, свет). Но как бы они ни различались, объединяет их глубокая связь с:
• богословской традицией
106. Творчество ____________________, с точки зрения Лосева, еще не знает различения между фактом и
смыслом, реальным и идеальным. Его искусство вырастает на почве полного неразличения образа и
первообраза. Тот же знаменитый Зевс не есть образ (художественный) или не есть только образ в
этом эстетическом смысле. Он — образ в антично-средневековом смысле.
• Фидия
107. Теория эстетики изучает эстетическую деятельность и ...
• эстетическое сознание
108. Термин «Renissance» (Возрождение) был введен мыслителем и художником самой этой эпохи
• Джорджо Вазари
109. Термин «мимесис» первоначально подразумевал выражение ____________________, переживаний в
движениях, звуках, словах.
• чувств
110. Третий этап истории эстетики начался в ____________________ и продолжается до сих пор.
• середине XIX века
111. У греков не было термина искусства в современном понимании, а был термин ____________________,
означавший мастерство.
• «техне»
112. У Леонардо и Рафаэля художественные образы растворены в стихии
• универсального
113. У пифагорейцев гармония — это:
• математическая система
114. У софистов понятие прекрасного
• не объективно и оно полностью зависит от человека
115. Утверждая идеалы, гуманисты ищут равновесия между идеалом и действительностью, правдой и
вымыслом. Так они непроизвольно выходят на проблему ____________________ в художественном образе.
• общего и единичного
116. Учение ____________________ проявилось, прежде всего, в том, что он провозгласил знание
добродетелью.
• Сократа
117. Философию ____________________ называют неоплатонизмом.
• Плотина
118. Художественная концепция ____________________ считает основной созидательной силой
остроумие.
• барокко
119. Художники ____________________ пытались найти рациональные основы красоты, универсальные
правила искусства.
• античности
120. Художники ____________________, обращаясь к воспроизведению окружающего мира, не были ни
реалистами, ни натуралистами.
• Возрождения
121. Художники эпохи ____________________ изучали логическую организацию пространства.
• Возрождения
122. Центральное понятие ____________________ эстетики — прекрасное.
• платоновской
123. Человек ____________________ Греции сконцентрировался на Космосе.
• античной
124. Эпоха Возрождения — это обращение к античности или ...
• возрожденческий неоплатонизм
125. Эпохой классицизма принято называть:
• XVII век
126. Эстетика Возрождения — эстетика
• идеала
127. Эстетика Возрождения выросла из эстетики и искусства средневековья. Средневековая эстетика
глубоко теологична, все основные эстетические понятия находят свое завершение в:
• Боге
128. Эстетика средней классики или антропологическая эстетика представлена:
• софистами и Сократом
129. Эстетические исследования в эпоху Возрождения велись не учеными, не философами, а
практиками искусства — ...
• художниками