Вопросы и ответы теста по Истории и теории мировой культуры
1. «Богоматерь Владимирская» является образцом
• византийской иконописи
2. «Житие протопопа Аввакума» является:
• образцом нового литературного направления — мемуарной литературы
3. «Книга песен» была создана в:
• Древнем Китае
4. «Осевое время» по Карлу Ясперсу — это этап в развитии культуры, когда ...
• человек осознает бытие в целом и свое место в нем, осознает себя как самость
5. «Сад Эпикура» — это:
• школа в Афинах
6. «Семь свободных искусств» — это:
• грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия и музыка
7. «Семь свободных искусств» — это:
• семь обязательных дисциплин, изучавшихся в средневековых учебных заведениях
8. «Сказание о Борисе и Глебе» является разновидностью
• агиографии
9. «Титаны Возрождения» — это такие художники как ...
• Леонардо да Винчи, Рафаэля и Микеланджело
10. «Тысяча и одна ночь» — ...
• сборник арабских сказок, отразивший ценности светской арабской культуры IX-X веков
11. «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел» была создана под руководством
• Дени Дидро
12. Автором одного из первых произведений по этике межчеловеческих отношений «Труды и дни»
является:
• Гесиод
13. Автором первых из дошедших до нас литературных образцов трагедии является:
• Эсхил
14. Автором трактата «Каноны» является древнегреческий скульптор
• Поликлет
15. Агиография — это:
• жанр церковной литературы, представляющий собой биографии реальных людей,
канонизированных христианской церковью
16. Александрийский Мусейон являлся:
• крупнейшим научным и библиотечным центром
17. Арабский Халифат это — ...
• государство, образовавшееся в результате арабских завоеваний VII-IX вв
18. Архитектурно-художественный стиль рубежа XIX-XX вв., создавший неповторимую эстетику на
основе синтеза элементов других стилей — это:
• модерн
19. Архитектурное направление, функциональной основой которого являются конструкции строго
геометрических, нарочито упрощенных форм — это:
• конструктивизм
20. Базилика как архитектурная конструкция — это:
• прямоугольное в плане здание, состоящее из продольных нефов
21. Базилики в Древнем Риме являлись:
• торговыми или судебными помещениями
22. Барокко в русской архитектуре наиболее ярко представлено творениями
• В. Растрелли
23. В древнегреческой культуре, вера в гармоническое единство в человеке внешней и внутренней
красоты носило название:
• калокагатия
24. В основе графики как вида изобразительного искусства лежит:
• линия
25. В основе живописи как вида изобразительного искусства лежит:
• использование эмоционального воздействия цветовых сочетаний
26. В основе эстетики классицизма лежит философия:
• рационализма
27. В основе этической стороны эпикуреизма лежит:
• умение довольствоваться малым и находить радость в обыденном
28. В соответствии с концепцией О. Шпенглера циклы развития мировой культуры:
• абсолютно не связаны между собой
29. В соответствии с концепцией развития культуры К. Ясперса, история культуры состоит из:
• четырех последовательно сменяющих друг друга этапов
30. Введение в иконопись объёмности, светотени и прямой перспективы связывается с именем
• Симона Ушакова
31. Величайшим комедиографом древности является:
• Аристофан
32. Вера древних людей в родство между людьми и определенными видами животных и растений
обозначается словом
• тотемизм
33. Викинги называли Древнюю Русь Гардарикой из-за
• обилия городов
34. Время формирования авангарда, как совокупности противостоящих реализму художественных
течений — это:
• начало ХХ века
35. Выдающимся ученым, мыслителем и врачом Арабского халифата был:
• Авиценна
36. Героем древнейшей из известных эпических поэм является:
• Шумерский правитель Гильгамеш
37. Главная священная книга мусульман Коран содержит:
• не только религиозные сюжеты, но и сведения об этнографии и культуре арабов
38. Главой фовизма является:
• Анри Матисс
39. Готический стиль доминировал в изобразительном искусстве
• XIII-XIV веков
40. Гуманизм — это:
• мировоззренческое направление, основанное на признании ценности человека как
личности внимательное отношение к человеку
41. Дворец-лабиринт был построен:
• на острове Крит
42. Динамичная иконопись и реалистическая в сфере эмоциональных реакций характерна для
творчества
• Феофана Грека
43. Для «московского барокко» типичным является:
• сочетание внешней пышности и декоративности с четкостью и симметричностью
композиции
44. Для натурализма характерно:
• подчёркивание связи между свойствами характера человека и средой его обитания
45. Для рококо как художественного стиля свойственна
• прихотливость и грациозность форм, обилие изогнутых линий, пастельная цветовая гамма
46. Для романтизма характерен интерес
• к экстремальным явлениям и необычным человеческим типам
47. Дом науки в Багдаде — это:
• просветительское учреждение, объединявшее академию, библиотеку, обсерваторию
48. Драматургами — классицистами были:
• Корнель, Расин, Мольер
49. Древнеегипетский фараон Аменхотеп IV вошел в историю культуры как фараон
• реформатор, совершивший первую в истории попытку введения единобожия
50. Древнейшие образцы архитектуры носят обобщенное название:
• мегалиты
51. Древнейшие образцы скульптуры носят обобщенное название:
• палеолитические Венеры
52. Древнейший вариант письменности носит название:
• клинопись
53. Древнейший вид театра в Японии — это театр ...
• ноо
54. Древнейший из дошедших до нас сводов юридических законов, кодекс Хаммурапи, был создан в:
• Вавилонии
55. Древнейшим видом изобразительного искусства принято считать:
• графику
56. Древнекитайское культовое здание называется:
• пагодой
57. Древнеримским императором, в период правления которого христианство стало одной из
официальных религий Древнего Рима, был:
• Константин
58. Древнерусская иконопись представляет собой ...
• комплекс различных местных школ, основанных на традициях византийской иконописной
школы
59. Знак «Инь-Ян» в древнекитайской культуре являлся:
• символическим отображением противоборства света и тьмы
60. Идейно-художественное направление в европейской культуре начала XIX века, связанное с
абсолютизацией чувственного начала и интересом к неординарным проявлениям человеческого
существа и жизни — это:
• романтизм
61. Идейно-художественное направление в европейском искусстве рубежа XIX-XX вв., использующее в
качестве выразительных средств разнообразные символы и аллегории — это:
• символизм
62. Идейно-художественное направление в культуре XIX века, связанное со стремлением осмыслить
действительность во всей ее полноте и разнообразии, отобрав при этом наиболее существенное и
типическое — это:
• реализм
63. Идеологической основой Ренессанса является:
• гуманизм
64. Идиллия в эллинистической культуре являлась:
• разновидностью поэтического произведения
65. Из перечисленных ниже архитектурных памятников древности, сохранившихся до наших дней,
кромлехом является:
• Стоунхендж
66. Из перечисленных ниже произведений А.С. Пушкина к романтическим относится:
• «Руслан и Людмила»
67. Из перечисленных ниже произведений М.Ю. Лермонтова к реалистическим относится:
• «Герой нашего времени»
68. Из перечисленных ниже художников, реалистические тенденции наиболее последовательно
воплощены в творчестве:
• Павла Федотова
69. Изобретенная в Древней Греции ордерная архитектурная система дала возможность
• строить надежные здания, отвечающие идеалам гармонии, соразмерности и изящества
70. Иконоборчество как специфическое религиозно-культурное движение имело место в:
• Византии
71. Императором в древнем Риме изначально называли:
• полководца, добившегося существенных военных успехов
72. Импрессионизм нашел воплощение
• в живописи, скульптуре и музыке
73. Ислам как одна из трёх мировых религий
• вырос из традиций христианства и иудаизма
74. К представителям постимпрессионизма обычно относят:
• Сезанна, Ван Гога и Гогена
75. Как архитектурный стиль «московское барокко» является:
• самостоятельным архитектурным направлением
76. Каноничность как специфическая, характеризующая художественную культуру черта, в
наибольшей степени присуща культуре
• древнего Египта
77. Классическим воплощением дорического ордера в древнегреческой архитектуре является:
• Парфенон
78. Конфуцианство по своей сути является:
• сводом морально-этических правил
79. Крестовые походы проводились по инициативе
• западноевропейских феодалов и католической церкви
80. Культивирование неприступности и несокрушимости камня как символической характерно для
основы
• романского стиля
81. Культура Византии представляла собой ...
• синтез античных традиций и христианства
82. Культура Древнего Рима представляла собой ...
• синтез различных культурных традиций
83. Культура Древней Греции включает периода(-ов):
• четыре
84. Культура Японии базируется на:
• творческом переосмыслении достижений культур Древнего Китая и Кореи
85. Культурно-просветительная и литературно-художественная самодеятельная организация,
существовавшая в 20-е годы называлась в Советской России — это:
• Пролеткульт
86. Лирика, как род литературного творчества, связан, прежде всего, с отражением
• внутреннего мира автора
87. Литературный памятник Древнего Египта носит название:
• «Книга мертвых»
88. Манифест эпохи Просвещения — это:
• «Опыт о человеческом разуме» Дж. Локка
89. Мозаика представляет собой ...
• изображение, выполненное из разноцветных камней или цветного непрозрачного стекла,
смальты
90. Наиболее крупным представителем французского романтизма был:
• Виктор Гюго
91. Наиболее распространенным видом гробницы в Древнем Египте являлись:
• мастабы
92. Направление авангарда, стремящееся к воссозданию в образах искусства сферы подсознания и
сна — это:
• сюрреализм
93. Направление в искусстве, сформировавшееся во Франции в 60-70 годы. XIX века, стремящееся
запечатлеть мир во всей его подвижности и изменчивости, получила название:
• импрессионизм
94. Направление во французском искусстве начала ХХ века, абсолютизирующее яркие цветовые
сочетания, плоскостность и динамичность рисунка — это:
• фовизм
95. Направление молодежной культуры начала 60 гг. ХХ в., с которым связано внедрение в
культурологический обиход понятия «контр культура» — это:
• хиппи
96. Направлением в художественной культуре XVII-XVIII вв., обратившимся к эталонам
древнегреческой классики как к норме и идеальному образцу является:
• классицизм
97. Нерасчленность сознания и культуросозидательных процессов в ранние периоды существования
человеческой культуры, обозначается словом
• синкретизм
98. Новой чертой, характерной для пластики эпохи эллинизма, было стремление передать:
• стихию борьбы, мятежности, порыва
99. Обязательность использования правила «трёх единств» в классицистской драматургии является
отражением
• стремления придать содержанию произведения четкость и логичность
100. Один из сохранившихся образцов древнекитайской литературы носит название:
• «Книга перемен»
101. Одна из первых образовательных систем в Древней Греции была создана
• Пифагорейским союзом
102. Одна из религиозно-философских систем Древнего Китая носила название:
• даосизм
103. Одна из трёх мировых религий, зародившаяся в Индии в VI-V вв. до н.э. получила название:
• буддизм
104. Одним из архитектурно — скульптурных шедевров эпохи эллинизма являлся:
• Пергамский алтарь
105. Одним из значительнейших представителей стоицизма был:
• Марк Аврелий
106. Одним из наиболее значимых мест, где сохранились росписи художников палеолита, является:
• Пещера Альтамир
107. Одно из величайших творений эпохи эллинизма является:
• Статуя Ники Самофракийской
108. Олимпийские игры являлись неотъемлемой чертой культуры
• Древней Греции
109. Определение «титаны» в эпоху Возрождения использовалось применительно
• исключительно применительно к Леонардо да Винчи, Рафаэлю и Микеланджело
110. Основной задачей инквизиции было:
• бороться с ересями
111. Основные фазы историко-философского анализа развития культуры по терминологии Н.
Данилевского носят название:
• культурно-исторические типы
112. Основоположником стоицизма был:
• Зенон
113. Особенность древнегреческой культуры, заключающаяся в стремлении к состязательности в
различных сферах культуры, заключена в понятии
• агонистика
114. Парсуна представляет собой ...
• первый в русской культуре тип портретной живописи, сочетающий иконописные приемы с
конкретикой изображения лица
115. Первое в допетровской России высшее учебное заведение — это:
• Славяно-Греко-Латинская академия
116. Периодом наивысшего расцвета древнегреческой культуры является:
• классический период
117. Писателем, считающимся предтечей культуры Возрождения, считается:
• Данте
118. Письменность, построенная на основе фиксации исключительно звукового ряда речи,
называется:
• алфавитом
119. По проекту В. Баженова в Москве был построен:
• Дворцовый ансамбль в Царицыно
120. По проекту М. Казакова в Москве был построен:
• Петровский дворец
121. По своему государственному устройству Древний Крит являлся:
• теократией
122. Под культурой эллинизма принято подразумевать культуру
• Государств, образовавшихся после распада империи Александра Македонского
123. Под словом триумф в Древнем Риме подразумевался (подразумевалось):
• торжественный въезд полководца-победителя в Рим
124. Понятие ордер в древнегреческой архитектуре обозначало:
• систему строгого соотношения между несомыми и несущими частями здания
125. Портретный жанр появился в русской живописи в:
• XVII веке
126. Последний из выявляемых Карлом Ясперсом культурно-исторических этапов, «технических век»,
начинается с:
• XVII века
127. Постимпрессионизм — направление в живописи
• объединяющее ищущих свою художественную стилистику художников, несвязанных
единством целей и программы
128. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» были созданы в:
• архаический период истории Древней Греции
129. Поэтическое произведение, посвященное истории создания Рима, — это:
• «Энеида»
130. Представителем барокко в архитектуре Москвы был:
• Д. Ухтомский
131. Представителем романтизма в русской поэзии является:
• В. Жуковский
132. Признанным мастером сюрреалистической живописи является:
• Сальвадор Дали
133. Принципиальную роль в движении за Реформации сыграла деятельность
• Мартина Лютера
134. Реализм как идейно-художественное направление, нашел воплощение
• в различных видах художественного творчества
135. Реалистический портрет появился в:
• Древнем Египте
136. Ренессанс — это:
• период в европейской культуре, связанный с утверждением гуманистической философии и
попытками воссоздания идеалов Античности
137. Реформация — это:
• широкое общественное движение в странах западной и центральной Европы XVI века,
связанное с борьбой за обновление католической церкви
138. Романский стиль доминировал в архитектуре
• X-XII веков
139. Самураи — это:
• военно-феодальное сословие в средневековой Японии
140. Самым древним произведением из общепризнанных, содержащим сведения по культуре
дохристианской Руси является:
• «Повесть временных лет»
141. Санскрит как искусственно созданная литературная форма одного из древнейших языков был
разработан в:
• Древней Индии
142. Сатурналиями в Древнем Риме называли:
• народные театрализованные празднества
143. Секуляризация — это:
• освобождение общественного и индивидуального сознания от влияния церкви
144. Совокупность художественных направлений в культуре 1-ой трети ХХ века, единых в желании
порвать с традициями реализма принято называть:
• авангардом
145. Создание первого из известных варианта письменности является заслугой
• древних шумеров
146. Созданная в Древней Греции система воспитания, в основе которой лежало стремление к
обеспечению гармоничного развития личности, носила название:
• пайдейя
147. Создателем даосизма был:
• Лао-Цзы
148. Создателем одной из древнейших в мире библиотек был:
• ассирийский царь Ашшурбанипал
149. Стилевое направление в художественной культуре Европы конца XVI — середины XVIII веков,
тяготеющее к торжественности, пышности и многообразию форм — это:
• барокко
150. Сторонники стоицизма призывали:
• жить в согласии с природой
151. Стремление преодолеть тяжесть камня и отразить полёт в высь, к небесам свойственно
• готике
152. Сутрами в Древней Индии назывались:
• руководства по различным жизненно-важным вопросам
153. Схоластика представляла собой ...
• тип средневековой философии, объединяющий научные знания и теологию
154. Театрализованные празднества в Древней Греции назывались:
• дионисиями
155. Театрализованные празднества, дионисии, проходили в виде
• соревнований драматургов
156. Теоретиком и воплотителем идей натурализма в литературе был:
• Эмиль Золя
157. Тип культуры, возникший в результате усиления воздействия на широкие массы людей средств
массовой информации — это:
• субкультура
158. Традиции классицизма нашли отражение в творчестве
• Никола Пуссена
159. Филология, как новая отрасль гуманитарных знаний, сформировалась в эпоху
• эллинизма
160. Философичность и человечность являются отличительными признаками иконописи
• Феофана Грека
161. Философское направление эпикуреизм появилось в:
• Эпоху эллинизма
162. Философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей — это:
• рационализм
163. Форма письменности, созданная на Крите, называется:
• линейно-слоговое письмо А
164. Форма театрального представления в Древней Индии — это:
• сангит
165. Храмовые постройки Древней Месопотамии (Междуречья) носили название:
• зиккураты
166. Христианство стало одной из официальных религий Древнего Рима в:
• начале IV века н.э.
167. Хронологические рамки классического периода истории культуры Древней Греции приходятся
на:
• конец VI — конец IV веков до н.э.
168. Художественный стиль, сформировавшийся во Франции во 2-ой половине XVIII века, отражающий
вкусы двора Людовика XV и аристократии — это:
• рококо
169. Художником, видоизменившим традиции барокко, придав им демократичность, психологизм и
реалистичность стал:
• Рембрандт
170. Художником, наиболее ярко воплотившим особенности стиля барокко, был:
• П.П. Рубенс
171. Чайная церемония является неотъемлемой частью культуры
• Японии
172. Шедевр эллинистической пластики, скульптура Ники Самофракийской, находится в настоящее в:
• Лувре
173. Школы древних шумеров назывались:
• «домами табличек»
174. Экспрессионизм имеет ...
• самые разнообразные средства самореализации
175. Этруски повлияли на развитие культуры
• Древнего Рима
176. Яркая декоративность, стилизованность и изысканная утончённость присущи иконописи
• Дионисия
177. Ярким представителем стиля рококо в изобразительном искусстве был:
• Франсуа Буше
178. Ярчайшим представителем классицизма в русской архитектуре был:
• М. Казаков