Вопросы и ответы теста по Истории декоративно-прикладного искусства
1. Автор многих необычайно тонких работ — А. Кузнецова (род. 1909 г.), — которая сумела выработать
индивидуальную манеру росписи, была ученицей
• С. Юзикова
2. Артель «Богородский резчик» организованна в:
• 1923 году
3. Богородские мастера особенно любят изображать:
• медведя
4. Богородских «кузнецов» и «секачей на колесах» в далеком прошлом дарил своему сыну
• Петр I
5. Более ранний вид обработки древесины, тесно связанный с процессом формирования конструкции
любой вещи, получил название:
• резьба
6. Больше нигде не встречаются такие берестяные изделия, как у:
• якутов
7. В 1724 г. купцом А.К. Гребенщиковым был основан первый русский майоликовый завод в городе:
• Москве
8. В 1766 году Английский купец Ф. Гарднер основывает производство, которое выпускает дорогие
сервизы, отличающиеся высоким качеством фарфоровой массы и росписи, в:
• селе Вербилки
9. В 1900 г. матрешка демонстрировалась на выставке в:
• Париже
10. В 1919 году была открыта контора, которая раздавала надомникам сырьё и принимала от них
готовую продукцию в городе:
• Ельце
11. В 1936 г. была сформирована Ахтырская артель путем слияния трех артелей:
• Кудринской, Мутовкинской, Ахтырской
12. В 1940 г. образовалась Ахтырская столярно-художественная артель в:
• Хотькове
13. В 50-е гг. ХХ в. мастерство художественной резьбы по самшиту возродилось на совершенно новой
основе в двух городах России:
• Хотькове и Сочи
14. В Белоруссии ручным кружевоплетением занимаются кружевницы ____________________ фабрики
художественных изделий.
• Гомельской
15. В большинстве случаев изделия из дерева в Грузии украшают:
• резьбой
16. В годы Советской власти Городецкие мастера объединились в артель «Стахановец» в 1936 году в:
• Курцеве
17. В изделиях из дерева допускается отклонение в размерах до плюс:
• 5 мм
18. В качестве исходного материала грузинские мастера широко применяют:
• орех
19. В качестве основы, применяется хлопчатобумажная пряжа, при изготовлении изделий из:
• камыша
20. В конце XIX — начале XX вв. промысел художественной росписи:
• угасает
21. В Молдавии при изготовлении матрешек мастера применяют древесину:
• липы
22. В первой половине ХХ в. большим спросом в Америке, Англии, Голландии, Швейцарии пользуются
____________________ кружева.
• Вятские
23. В помещении, где находятся художественные кружевные изделия должна поддерживаться
температура от:
• 10 до 18°С
24. В помещениях, где хранятся изделия из дерева, температура воздуха должна быть:
• 15-18°С
25. В России изделия с лаковой живописью начали изготовлять в:
• конце XVIII века
26. В России начинают складываться промыслы по производству продукции на рынок на рубеже:
• XVII-XVIII веков
27. В селе Семине Ковернинского района Горьковской области находится фабрика:
• «Хохломской художник»
28. В Сергиевом-Посаде организуют артель «Кустарь-художник» в:
• 1910 году
29. В терракотовых статуэтках местные мифологические образы, выразительные типы согдийцев,
хорезмийцев, тюрков, передавали народные мастера:
• Узбекистана
30. Ведущим предприятием по выпуску разнообразных изделий народных художественных промыслов
является в городе Риге производственное объединение
• «Дайльраде»
31. Во время Великой Отечественной войны восстановление народного хозяйства началось в:
• 1943 году
32. Во второй половине XIX в. изготовлением глазурованных сосудов, декорированных сложной
лепкой, прославился город
• Скопин, Рязанской обл
33. Временем расцвета русского фарфора стал(-о, -а):
• конец XVIII — начало XIX вв
34. Высохшую роспись покрывают тонким слоем лака, и изделия закаливают в печи при температуре:
• 270-300°С
35. Вытянутые формы присущи ____________________ изделиям.
• Филимоновским
36. Глухая и ажурная резьба по дереву являются разновидностями резьбы
• плоскорельефной
37. Гончарное искусство появилось в России в:
• XIV-XV веках
38. Горизонтальные полоски, характерные для березы, на бересте не должны быть:
• круглыми
39. Городецкая роспись возникла на базе старинного промысла, объединявшего жителей
нижегородских деревень, расположенных на реке
• Узоле
40. Городецкая, хохломская, полховмайданская росписи являются росписями ____________________
области.
• Нижегородской
41. Государственным Знаком качества СССР первыми были аттестованы изделия фарфорового завода
в городе:
• Ленинграде
42. Густой орнамент из изгибающихся ветвей и побегов — главная особенность плоскорельефной
резьбы по дереву:
• Амбрамцево-кудринской
43. Дагестанский орнаментальный мотив «хухунишан» — это:
• сетчатый орнамент
44. Декоративная резьба по самшиту была известна на Руси еще в:
• XV веке
45. Декоративные изделия — это:
• ковры, гобелены, ткани, панно, тарелки
46. Для изготовления игрушки Каргопольские мастера используют:
• глину
47. Для изготовления художественных изделий из дерева применяемая древесина не должна быть
влажностью выше
• 8-12%
48. Для нарядных предметов одежды применяют ____________________ нитки.
• металлические
49. Для плетения сцепных кружев применяют:
• коклюшки
50. Для художественного оформления быта человека, т.е. среды его обитания, жилого и
общественного интерьера, костюма служит ____________________ искусство.
• декоративно-прикладное
51. Естественный цвет обожженной глины и пористый черепок имеет
• майолика
52. Жидкая глиняная масса — это:
• шликер
53. Жители нескольких десятков деревень были заняты хохломской росписью в:
• средине XVIII века
54. Загорские мастера, чаще всего, вырабатывают матрешку
• шестиместную
55. Засилью безвкусицы в декоративно-прикладном искусстве и массового машинного производства
художники пытались противопоставить уникальные предметы, изготовленные по их проектам в
условиях ____________________ труда.
• ремесленного и фабричного
56. Из белых матовых или глянцевых ниток делают ____________________ материал для ручных кружев.
• хлопчатобумажный
57. Изделия бывают плетенными из:
• лозы
58. Изделия из капа капакорня появились в России в 20-30-х годах прошлого столетия, хотя
художественный промысел существует с:
• конца XIV века
59. Изделия расписываются только анилиновыми красками, мастерами
• Полхов-майданскими
60. Искусство азербайджанских резчиков по дереву прославили «Шебеке»:
• изящные деревянные решетки
61. Искусство объединяющее разные функции предметов и связывающее их с повседневным бытом
называют:
• синкретичным
62. Керамика, получаемая из пластичной огнеупорной глины, каолина, полевого шпата, кварца — это:
• фарфор
63. Крестьянский промысел глиняной посуды и расписных игрушек существовал уже в XIX веке, в
деревне:
• Гринёво, близ г. Каргополя
64. Легкость и изящество изделиям из капа и капакорня придают их тонкие стенки шириной в:
• 3-4 мм
65. Лучшим сырьём для производства папье-маше считается:
• липа
66. Марийские изделия расписывают красками
• гуашевыми
67. Мастера организовали артельную форму ведения хозяйства после разорения владельцев
промысла федоскинской миниатюры в:
• 1903 году
68. Мастера предприятий народных художественных промыслов Молдавии изготовляют плетеные
изделия (хлебницы, сахарницы, подносы, сумки, мебель) из:
• лозы
69. Мастерские ремесленного труда У. Морриса открылись в:
• Великобритании
70. Материалом для производства изделий служит береста, заготовленная во время сокодвижения в:
• мае — июне
71. Материалом, получаемым путём строгания чурбака на специальных станках, является:
• щепа
72. На картон по 20 м и более накатывают:
• кружевные полотна
73. На период XVII-XVIII вв. основным занятием целых деревень и районов в России становится:
• ремесленное дело
74. На роспись полхов-майданского промысла оказали влияние мастера:
• сергиевские
75. На Украине для изделий с выжиганием используют:
• смереку
76. На Украине поливные керамические изделия и изделия, украшенные цветными эмалями,
изготовлялись в Киеве ещё в:
• X-XIII веках
77. Наиболее активное развитие промыслов во всех регионах России началось:
• во второй половине XIX века
78. Наиболее сложный вид представляет резьба
• скульптурная
79. Наибольшего расцвета богородская художественная резьба достигает в:
• XVIII веке
80. Найденные наскальные изображения I и II тысячелетия до нашей эры свидетельствуют о
древности существования гончарного искусства на территории
• Казахстана
81. Народный промысел художественной отделки изделий из дерева возник в дагестанском селе
Унцукуль в:
• первой половине ХI века
82. Новопокровская, Хрящевская, Семинская, Мокушинская и Бортновская артели были организованы
уже в марте ...
• 1919 года
83. Одним из первых, кто сумел разобраться в истоках искусства хохломской росписи был:
• А.В. Бакушинский
84. Организатором Семеновской профессионально-технической школы был:
• Г. Матвеев
85. Организованное производство изделий из дерева возникло на фабрике художественных изделий в
г. Владимире в:
• начале 70-х годов XX века
86. Орнамент, состоящий из крупных округлых форм, называется:
• «кудрина»
87. Основным очагом традиционного хохломского травного письма является ____________________ район.
• Ковернинский
88. Основными центрами производства художественных изделий из капа и кпакорня являются:
• Кировская область и Башкирская АССР
89. Основу промысла составляет ручной труд на ____________________ украинском заводе.
• Опошнянском
90. Особого расцвета искусство декоративной резьбы по дереву на Украине достигает в:
• XVII-XVIII веках
91. Парным способом изготовляют, в основном, ____________________-кружева.
• мерные
92. Первая матрешка появилась в России в:
• конце XIX века
93. Первое место по выпуску кружев в России занимает ____________________ область.
• Вологодская
94. Первоначально производством изделий лаковой миниатюры занимались близ Москвы, в селе:
• Данилове
95. Первую матрешку выточили мастера
• Московской фабрики «Детская игрушка»
96. Первый фаянсовый завод на Украине был создан в 1799 году:
• в Межгорье под Киевом
97. Перед обжигом на подвяленный (слегка просушенный) черепок наносится кистью или грушей
____________________ роспись.
• ангобная
98. Плоскорельефной резьбой украшалась верхушка столба-колонны, держащая потолок в:
• сельском жилище народов Кавказа
99. Полхов-майданский промысел возник в:
• начале XX века
100. После втирания в изделие из дерева глины, его покрывают несколько раз олифой и просушивают
при температуре
• 60-70°С
101. Последняя просушка хохломских изделий в печи при температуре 60-70°С, называется:
• «чережение»
102. Поставки художественной продукции на экспорт после Великой Отечественной войны
восстанавливаются к:
• началу 1960-х годов
103. Постепенное оскудение эстетического качества и образно-эмоционального содержания
Декоративно-прикладного искусства приводят тенденции эклетизма в художественной культуре:
• во второй половине XIX века
104. Появление цветной керамики в Азербайджане относится к:
• II тысячелетию до н.э.
105. Продукт, который остается после первичной обработки льна и других лубяных волокон, — это:
• солома
106. Производственное объединение «Агидель», образованно в 1964 году в городе
• Уфа
107. Производственное художественное объединение «Хохломская роспись» находится в Горьковской
области в городе
• Семенове
108. Происхождение промысла золотой росписи связано с торговым селом
• Хохломой
109. Промысел художественной обработки дерева в Сергиевом-Посаде усиленно развивается в:
• конце XVIII века
110. Просушку изделий проводят в сушильных шкафах, где поддерживается температура
• 20-22°С
111. Развитие отечественного керамического производства началось в:
• 1740 году
112. Разживка белилами создавала впечатление ____________________ изделий.
• объёмности
113. Резьба, выполняемая ножом и содержащая в своем узоре простейшую комбинацию линией,
называется:
• геометрической
114. Род древовидных злаков — это:
• бамбук
115. Родина искусства золотой росписи ____________________ область.
• Горьковская
116. Росписную посуду из древесины изготовляли народные мастера, проживающие по берегам двух
рек:
• Керженец и Узол
117. Роспись, которая положила начало новому Городецкому стилю — росписи яркими красками,
появилась в Городецком районе в:
• 60-х годах XIX века
118. Ручная лепка сосудов сохранилась до сих пор в:
• Таджикистане
119. Самое крупное село, где жили мастера художественной росписи, называлось:
• Бездели
120. Светлый красно-коричневый цвет обожженной глины, которую не покрывают глазурями, имеет
• терракота
121. Свои лаковые миниатюры пишут только тонкотертыми масляными красками ____________________
мастера.
• федоскинские
122. Сочетание мелких и крупных порезок, которые плотно застилают фон геометрическим узором,
представляет собой резьба
• плоскорельефная
123. Столярная мастерская в Амбрамцеве, которая объединила резчиков соседних деревень, была
организованна в:
• 1884 году
124. Столярные изделия В России появляются во второй половине ...
• XIX века
125. Сувениры — это:
• барельефы, макеты, медали, нагрудные значки
126. Техника изготовления изделий, только столярная обработка, используется в Карелии на
промкомбинате:
• Прионежском
127. Тип производства, когда художественные предметы выпускают предприятия, оснащённые
передовой техникой, называется промышленностью
• художественной
128. Утилитарные изделия — это:
• посуда, разделочные доски, кухонные наборы, мебель
129. Фабрика мебели и игрушек в Йошкар-Оле создана в:
• 1968 году
130. Фарфоровое производство в России XVIII в. тесно связанно с двумя именами
• М. Ломоносова и Д. Виноградова
131. Художественной обработкой дерева по-прежнему знаменит город Косое, где размещается
крупное объединение
• «гуцулыцина»
132. Шедевром народного творчества украинских мастеров, расписываемым не только на
Гуцулыцине, но и повсеместно, являются деревянные:
• писанки
133. Штампик изготовляется из твердых пород дерева, кости, металла в виде прямоугольных или
круглых брусков длиной
• 7-13 см
134. Яркий и своеобразный вид русского народного творчества, начало которому положил кустарный
промысел по изготовлению игрушек в селе, расположенном в 25 верстах от г. Загорска, была резьба
по дереву:
• Богородская