Вопросы и ответы теста по Основам Раннехристианского искусства и искусства Византии
1. «Античный импрессионизм» — это:
• традиция позднеантичной живописи
2. «Ареопагитики» — это труд ...
• Григория Нисского
3. «Голова философа из Эфеса» — это:
• скульптура первой половины пятого века, отличающаяся острой духовной экспрессией
4. «Македонский ренессанс» (IX-X вв.) — время блестящего расцвета ____
искусства.
• византийского
5. «Реальная» символика — это:
• наиболее распространенное направление символического восприятия литургии
6. «Тайноводство» — это труд ...
• Максима Исповедника о литургической символике
7. Александрия — это:
• крупнейший город Египта, хранитель традиций эллинистического искусства
8. Анна Комнина дочь императора
• Алексея I
9. Анне Комниной императрица Ирина представляется:
• Афиной
10. Антикизирующее направление в искусстве — это возрождение ____ искусства.
• античного
11. Антиохия — это:
• центр развития образованности, искусств и ремесел в средние века
12. Анфимий из Тралл — это:
• один из зодчих, построивших собор Святой Софии
13. Апсида — это:
• восточная часть храма в виде полукруглого выступа, где помещается алтарь
14. Ариография — это:
• жития святых и мучеников
15. Арка Константина — это архитектурное сооружение ...
• пятого века, известное своими рельефами
16. Афины — это:
• город, культурный центр раннесредневекового мира
17. Базилика — это:
• тип здания, вытянутый в плане и расчлененный продольными рядами колонн на нечетное
число нефов
18. Базилика в Коджа Калесси — это:
• трехнефная базилика в Исаврии с новаторски сооруженным в центре куполом
19. Базилика Кальб-Лузо — это:
• азилика в Северной Сирии, типичная для архитектуры Ближнего Востока
20. Базилика Св. Димитрия — это базилика ...
• пятого века в Фессалониках
21. Бейрут — это:
• культурный центр средневекового мира
22. Белый, розовый, голубой, золотистый — традиционные цвета прекрасного ____,
применявшиеся в византийской живописи.
• тела
23. Большая базилика Белого монастыря — это базилика в ...
• Египте, напоминающая древнеегипетский храм
24. Большой дворец императоров — это:
• дворец в Константинополе, известный своими мозаичными полами
25. В XII в. из ____ на Русь была привезена икона Владимирской Богоматери.
• Византии
26. В аспиде всегда помещалась фигура:
• Богоматери в типе Оранты
27. В византийской эстетике особую роль играл(-а, -о):
• цвет
28. В искусстве поздневизантийского периода начинает господствовать тип лица святого с
____ чертами.
• восточными
29. В качестве определенной реакции на антикизирующее направление и его антитезы продолжает
активно существовать и даже получает новые импульсы:
• монастырская эстетика аскетизма
30. В крестово-купольной системе применялся архитектурный элемент — лопатка, который
представлял собой ...
• вертикальный плоский и узкий выступ на внешней стороне стены здания
31. В Мистре в ____ в поздневизантийское время образовался значительный
культурный, художественный и архитектурный центр.
• Греции
32. В нижнем ярусе храма располагались:
• апостолы
33. В основе византийского мировоззрения лежит:
• христианство
34. В период X-XII вв. не разрабатывали новых ____ изобразительного искусства.
• теорий
35. В произведениях поздневизантийской архитектуры можно заметить черты, которые напоминают
архитектуру раннего Ренессанса:
• Италии
36. В средневизантийский период в строительстве храмов становится преобладающей тенденцией:
• уменьшение площади храмов с усилением их вертикальной оси
37. В центре внимания антикизирующего направления стоят две главные проблемы:
• красоты и искусства
38. В центре внимания христианского мировоззрения в Византии стоял:
• человек
39. Важнейшей чертой византийской идеологии, восходящей к структуре византийского общества и
государства, была идея
• иерархии
40. Важным художественно-риторическим приемом выражения женской красоты в антикизирующем
направлении византийской эстетики являлось регулярное подчеркивание ____ этой
красоты.
• невыразимости
41. Василий I — это:
• основатель македонской династии в Византии
42. Василий I (867-886 гг.) в борьбе за упрочение престолонаследия использовал возобновившееся
после поражения иконоборчества воспроизведение изображений
• святых
43. Взамен ранее применявшегося живописного решения мозаики комниновского периода
культивируют:
• графичность
44. Визант — это:
• греческая колония
45. Византийская кладка представляет собой ...
• чередование нескольких рядов хорошо отесанного камня с 4-5 рядами кирпича
46. Византийский духовный канон — это:
• порядок, которому подчинены архитектура и внутреннее пространство культового строения
47. Византийский стиль живописи — это стиль, ...
• характеризующийся сочетанием плоских силуэтов с плавной ритмикой линий и
благородной гаммой красок
48. Византийскими мастерами мозаики всегда применялся ____ фон.
• золотой
49. Византия — это:
• восточная римская империя, наследница греко-римского мира и эллинистического Востока
50. Византия в ____ утратила Константинополь.
• XII веке
51. Византия до конца своего существования оставалась в основном
• феодальной монархией
52. Внутренней основой и целью красоты в Византийском обществе является:
• любовь
53. Во второй половине XI в. среди работ по металлу особое место занимают:
• церковные врата
54. Воспроизведение изображений святых способствовало появлению целого ряда композиций
монументальной живописи, основная идея которых
• союз христианской церкви и государства
55. Выдающимся произведением поздневизантийской столичной архитектуры является церковь
монастыря Хора, которую турки превратили в мечеть под названием
• Кахрие-Джами
56. Глава Византийской империи носил титул
• василевс
57. Главная тема византийского зодчества
• купол
58. Главное место в строительстве Византии занимало ____ строительство.
• оборонное
59. Главным достоинством храма великомученика Георгия в Константинополе является:
• красота
60. Государственным языком Византии был ____ язык.
• греческий
61. Григорий Нисский — это:
• христианский мыслитель, автор «Ареопагитик»
62. Дамаск — это:
• город, культурный центр в Сирии
63. Для последнего периода византийской архитектуры характерна насыщенная декоративность
фасада Текфур-Серая. Окна второго этажа включены в глухую аркаду, которая представляет собой ...
• ряд арок, одинаковых по форме и размерам опирающихся на колонны или столбы
64. Для ранневизантийской живописи характерно обращение к ____ темам.
• ретроспективным
65. Жизнерадостная полихромная декорация летнего зала Влахернского дворца свидетельствует о
влиянии на византийское зодчество архитектуры ____ стран.
• южнославянских
66. Законченный византийский стиль предполагал строго установленную иерархическую систему
расположения сюжетов. По этой системе в куполе всегда помещалось большое поясное изображение
• Христа Пантократора
67. Значительное влияние античного наследия проявилось не только в монументальном творчестве, но
и в:
• миниатюре
68. Икона — это:
• каноническое живописное изображение Бога, Девы Марии, святых
69. Иконоборцы — это:
• партия при константинопольском дворе, восставшая против изображения Бога и святых в
человеческом облике
70. Иконоборчество — это:
• движение против изображения Бога и святых в человеческом облике
71. Иконографический канон — это порядок написания икон, ...
• в соответствии с христианским вероучением
72. Иконопись — это:
• вид церковной живописи
73. Иконопочитание — это:
• движение, выступающее за возможность и необходимость почитания икон
74. Иконопочитатели — это:
• партия при константинопольском дворе, противники иконоборцев
75. Инкрустация — это:
• декоративная техника украшения цветными мраморами, драгоценными металлами и
камнями, слоновой костью
76. Интерьеры наиболее богатых храмов Византийской империи оформлялись мозаиками. Ею
украшались чаще всего
• стены
77. Иоанн Дамаскин — это:
• защитник икон, написавший первую апологию религиозных изображений, содержавшую
подробную теорию образа
78. Исидор из Милета — это:
• один из зодчих, построивших собор Святой Софии
79. Исихазм — это:
• традиция христианской аскезы, основанная на молчании
80. Искусство Византии второй половины IX-X вв. свидетельствует о том, что при представителях
Македонской династии (867-1056 гг.) наступил новый(-ое):
• расцвет
81. Искусство мозаики ни в одном государстве не получило такого последовательного развития, как в:
• Византии
82. К X в. в византийском изобразительном искусстве, окончательно складывается:
• иконографический канон
83. К XIV в. относится наиболее сохранившаяся дворцовая постройка Константинополя — здание,
которое турки назвали:
• Текфур-Серай
84. К концу XII века в Византии полностью сформировались основные ____ в
искусстве — церковно-патристическое, аскетическое, литургическое, искусствоведческое.
• направления
85. Канон Поликлета — идеал ____ красоты.
• античной
86. Капитель — это:
• архитектурная деталь храма, поддерживающая колонну
87. Катакомбы — это:
• подземные архитектурные сооружения позднеримского периода
88. Книжная миниатюра — это:
• вид средневековой живописи
89. Константинополь — это:
• столица Византийской империи
90. Константинополь был взят в:
• 1453 году
91. Константинополь пал под натиском
• турок
92. Консульский диптих — это:
• скрепленные попарно и украшенные пластинки из слоновой кости, изготовленные в честь
вступления консула в должность
93. Крестово-купольный тип здания — это:
• квадратное в плане здание на четырех массивных внутренних столбах, поддерживающих
купол, находящийся в центре
94. Мавзолей — это:
• культовая постройка, предназначенная для погребения
95. Максим Исповедник — это:
• автор «Тайноводства», разработал иной аспект литургической символики
96. Мериамлык — это:
• небольшая базилика в Киликии
97. Миметическое изображение — это:
• подражательное изображение
98. Михаил Пселл был выразителем ____ веяний в византийской философии.
• рационалистических
99. Многие искусные художественные приемы в трактате Николая Месарита имеют цели:
• богословские
100. Много внимания уделялось в послеиконоборческой Византии
• физической красоте человека
101. Мозаика — это вид ____ искусства.
• монументального
102. Мозаика — это вид ...
• монументальной живописи
103. Мозаичные циклы XI-XII веков в монастыре Дафни (около Афин) относятся ко времени династии
Комнинов, которую основал:
• Алексей I
104. Монофизитство — это:
• ересь, сторонники которой считали, что, описывая неописуемое — Божественное,
живописец соединяет несоединимое
105. На стенах трансепта изображались сцены:
• из жизни Христа и Марии
106. Наибольшего могущества Византийская империя достигла при императоре
• Алексее I
107. Начиная с ____, с новой силой вспыхивает в Византии интерес к описаниям
произведений архитектуры.
• Фотия
108. Неонианский баптистерий — это:
• баптистерий православных центрической постройки, известный своей мозаикой
109. Несторианство — это:
• ересь, сторонники которой считали, что, изображая только человека Христа, будто бы
разделяют в нем две природы — Божественную и человеческую
110. Неф — это:
• вытянутая в плане часть храма, расчлененная продольными рядами колонн
111. Никейский собор 787 г. — это Вселенский собор ...
• христианской церкви, отменивший запрет на изображение Бога и святых в человеческом
облике
112. Никейский собор состоялся в:
• 787 году
113. Никея — это:
• греческий город, оказавший влияние на византийское искусство
114. Никита Акоминат — византийский ____ XII в.
• писатель
115. Николай Месарит, известный византийский мыслитель, автор трактата об
• искусстве
116. Новые тенденции в отношении к искусству хорошо отражены в ____ церкви Св.
Апостолов в Константинополе Николая Месарита.
• экфрасисе
117. Обелиск Феодосия — это:
• архитектурное сооружение в честь императора Феодосия, установленное на ипподроме в
Константинополе
118. Одним из основных достижений Византийской архитектуры является формирование четырех
основных типов культовых зданий
• крестово-купольные
119. Одной из первых построек после освобождения Константинополя от крестоносцев была гробница
династии
• Палеологов
120. Основателем новой династии в Византии был:
• Василий I
121. Отличительной особенностью кладки Текфур-Серая, по которой сразу можно определить
поздневизантийскую кладку является:
• включение камня в кладку арок
122. Патриарх Никифор — это:
• константинопольский патриарх, внесший существенный вклад в защиту религиозного
изобразительного искусства и разработку теории образа
123. Патриарх Фотий — это:
• константинопольский патриарх, покровитель искусств
124. Период второй половины IX-XII вв. можно считать временем расцвета ____
сознания в Византии.
• эстетического
125. Период иконоборчества соответствует следующим годам:
• 726-843 годам
126. По своей выразительности и эмоциональной насыщенности выделяется икона «Григорий
____».
• Чудотворец
127. По третьей светоносной системе символом жизни являлся ____ цвет.
• красный
128. Последний расцвет византийское искусство переживает в XIII-XIV вв., в период правления
династии
• Палеологов
129. При сооружении храма св. Софии в Константинополе использовался опыт
• Пантеона
130. Принципиальное и в какой-то мере демонстративное противостояние антикизирующего и
монастырского направлений — характерная черта культуры и искусства ____ X-XIV
вв.
• Византии
131. Прницип аллегорезы в средневековой Византии выступал одной из главных форм
• мышления
132. Проблема изобразимости — это одна из проблем ...
• рассматриваемых теорией образа
133. Проблема описуемости — это:
• одна из проблем, рассматриваемых теорией образа
134. Прокопий — это:
• византийский писатель, современник постройки храма Св. Софии
135. Процветавшее в Византии искусство садов представляет собой вид ____
искусства.
• синтетического
136. Равенна — это:
• город в Италии, культурный центр Средневековья
137. Ротонда Св. Георгия — это:
• архитектурное сооружение в Фессалониках, перестроенное из римского здания
138. С X века в Византии происходит новое обращение к:
• Античности
139. С победой иконопочитания в IX в. практически завершилось активное формирование основного
____ направления византийской эстетики.
• церковно-патристического
140. Садовые ансамбли выполняли ____ функцию.
• эстетическую
141. Самой знаменитой постройкой ____ стал храм Святой Софии в
Константинополе.
• Алексея I
142. Самым блестящим средневековым городом Европы был:
• Константинополь
143. Саркофаг — это:
• архитектурное сооружение с местом для погребения
144. Символическое восприятие литургии — это:
• система символической трактовки всех элементов литургии
145. Символом трансцендентного мира в византийской культуре воспринимался
____ цвет.
• голубой
146. Сияние, блеск — обязательные для византийца атрибуты ____, восходящие к
античным стереотипам.
• красоты
147. Смальта — это:
• сплав стекла и минеральных красок для выкладывания мозаики
148. Со времен античности ____ цвет имел значение чистоты и святости, а также
являлся символом божественного света.
• белый
149. Со второй половины IX в. антикизирующее направление в византийском искусстве занимает
____ место.
• заметное
150. Соразмерность, гармонию, меру, ритм в качестве ____ красоты человека ценят
практически все византийские писатели светского направления.
• основных признаков
151. Спиритуализм — это:
• максимальная одухотворенность художественного произведения, характеризующаяся
уменьшением значения реалистических подробностей
152. Став патриархом в 858 г., Фотий приказал покрыть ____ с изображениями
святых золотой зал дворца, Палатинскую (Дворцовую) часовню, а также начать мозаичные работы в
соборе Св. Софии.
• мозаиками
153. Статуя императора из Барлетты — это:
• бронзовая скульптура, яркий образец официального направления в искусстве
154. Теория образа — это:
• теория в византийском искусстве, трактующая образ как символ, знак
155. Трансепт — это:
• поперечный неф, расположенный в восточной части храма и выступающий с обоих сторон
156. Трапезунд — это:
• город, культурный центр раннего средневнековья
157. Третьим носителем света в византийских мозаиках и иконах были краски. Важнейший в
византийской культуре цвет ____; цвет божественного и императорского
достоинства.
• пурпурный
158. Феодор Студит — это византийский ...
• мыслитель, углубил теорию образа, приводя дополнительную аргументацию
159. Фессалоники — это:
• греческий город, культурный центр Средиземноморья
160. Филипп Монотроп был византийским
• отшельником
161. Фреска — это техника живописи ...
• красками по сырой штукатурке
162. Фреска — это:
• роспись красками по сырой штукатурке
163. Храм Св. Апостолов восхваляется Николаем Месаритом, прежде всего, как творение рук
человеческих, созданное по специальным художественным законам, близким к тем, которые позже в
Европе будут называть законами «____ искусств».
• изящных
164. Храм Св. Апостолов, восхваляемый Николаем Месаритом был построен в:
• Константинополе
165. Храм Святой Софии — это:
• знаменитый христианский храм в Константинополе
166. Храм, описанный Николаем Месаритом, воспринимается им как некое целостное произведение
архитектурно-живописного искусства, созданное по законам
• красоты
167. Художник представляется Николаю Месариту
• мудрецом
168. Цвет ____ символизировал юность, цветение, противостоял в изображениях
небесным и «царственным» цветам.
• зеленый
169. Церковь великомученика Георгия в Константинополе сооружена:
• Константином IX
170. Церковь монастыря Хора (XIII-XIV вв.), построена:
• Федором Метохитом
171. Церковь Панагия Ахеропоитос — это трехнефная базилика ...
• пятого века в Фессалониках
172. Церковь Парагоритисса в Арте в Греции конца XIII в. можно назвать произведением
своеобразного
• византийского барокко
173. Церковь Санта Костанца — это:
• храм центрического типа в Риме
174. Церковь Симеона Столпника — это:
• памятник архитектуры в Калат-Семан близ Антиохии
175. ЦерковьСан-Витале в Ревенне относится к ____ типу сооружений.
• центрическому
176. Экфрасис Николая Месарита написан по законам ____ жанра.
• энкономиастического
177. Эллинизм — это:
• культурная традиция, сформировавшаяся в эпоху расцвета эллинистических государств
178. Эль-Багауат — это:
• мавзолей купольной архитектуры в Ливийской пустыне
179. Эфес — это:
• эллинистический центр, где процветал стиль «античного импрессионизма»
180. Юстиниан — это:
• византийский император