Вопросы и ответы теста по Философии права
1. Австрийский правовед Г. Кельзен разработал:
• нормативную теорию права
2. Б.Н. Чичерин отстаивал независимость права, несводимость его к:
• нравственности
3. В истории философии права наиболее распространенной является традиция брать в качестве
основного признака права:
• принуждение
4. В концепции Г.В.Ф. Гегеля естественное право заменяется идеей:
• свободы
5. В Новое время на развитие философско-правовых учений оказал влияние:
• рационализм
6. В отличие от философии права, для юридической науки право — это, в первую очередь, ...
• нормативная система, воплощенная в законе
7. В отличие от философии права, социология права изучает:
• функционирование права в социальном контексте, в сочетании с другими способами
социальной регуляции
8. В работе «О сущности правосознания» И.А. Ильин сформулировал:
• три аксиомы правосознания
9. В своем окончательном развитии термин «номос» приобрел значение:
• установленного общественного порядка, включающего права и обязанности личности
10. В славяно-византийской философско-правовой традиции мы находим обоснование принципа:
• симфонии светской и духовной власти
11. В философии права М.М. Сперанского нравственно-религиозное и политико-правовое начала
синтезировались в мировоззрении:
• социального христианства
12. В эпоху Средневековья единственным источником нравственного, мерой и нормой всего
справедливого считалась:
• божья воля
13. В.С. Соловьев выступил защитником правовой идеи с целью обнаружить:
• силу права против права силы
14. Видный русский юрист А.П. Куницын рассматривал право как часть
• нравственной философии
15. Впервые ввел понятие суверенитета возрожденческий философ и политический деятель
• Жан Боден
16. Впервые наука права выделилась в самостоятельную отрасль знания в Древнем
• Риме
17. Впервые термин «номос» мы находит у:
• Гесиода
18. Государство рассматривается как орудие Бога, а откровение становится источником и мерилом
справедливого в философско-правовой мысли
• Средневековья
19. Границами права являются границы ...
• свободы
20. Для философии права значимость права заключается в его:
• значении для существования и развития человека
21. Для философии права источником права является:
• субъект
22. Древнегреческий философ, который истинное счастье человека видел в государстве, поэтому
главной задачей гражданина считал достижение власти и влияния в государстве, — это:
• Платон
23. Древнегреческий философ, который считал, что государство есть наивысшая форма общежития,
своей целью оно должно иметь совершеннейшее благо; государство есть произведение природы, а
человек от природы — существо государственное, — это:
• Аристотель
24. Защитить личность от бездушного правового формализма, от опасности утери правовых гарантий
ее существования и произвола исполнительной власти, облекаемого в юридические нормы, пытается:
• экзистенциалистская философия права
25. Значительный вклад в развитие естественного права внес французский философ-просветитель,
политический деятель и правовед
• Ш.Л. Монтескье
26. Идеалом западничества было:
• гражданское общество политически и экономически свободных личностей, равных перед
законом
27. Идеология «русского византизма» XVI века, вобравшая дух московской централизации, — это:
• иосифлянство
28. Киевский митрополит Иларион изложил свои представления о праве и законе в трактате
• «Слово о законе и благодати»
29. Концепт согласительной формы перехода от «естественного состояния» к цивилизованной
государственности называется:
• общественным договором
30. Концепцию английского мыслителя Герберта Харта можно отнести к:
• лингвистическому юридическому позитивизму
31. Концепцию естественного права с исторически меняющимся содержанием развил неокантианец
• Р. Штаммлер
32. Крупнейший представитель патристики, который создает учение, в котором право и нравственность
выводятся из разума, закон естественный различается с положительным законом, — это:
• Фома Аквинский
33. Л.И. Петражицкий создал:
• психологическую теорию права
34. Метафизическая традиция определения сущности права исходит из того, что право
• не зависит от человека и человечества, имеет объективный статус и обнаруживается
людьми
35. На римских юристов глубокое влияние оказало учение об общем, естественном законе,
выработанное:
• стоиками
36. Направление философско-правовой мысли, для которого главным и единственным предметом
познания служат феномены положительного права, называется:
• юридическим позитивизмом
37. Независимость государства во внешних и верховенство во внутренних делах называется:
• суверенитетом
38. Немецкий правовед Георг Еллинек разработал учение о:
• трех статусах
39. Немецкий юрист, рассматривающий право в категориях общественных целей, — это:
• Р. Иеринг
40. Одна из ведущих парадигм философско-правового и юридического мышления, опирающаяся на
идею единых нормативно-ценностных принципов, господствующих в природе, космосе, обществе и
способных быть мерилом справедливости законоположений, устанавливаемых государством, — это:
• естественное право
41. Основателем исторической школы права является немецкий профессор права
• Г. Гуго
42. Основоположником юридического позитивизма был английский правовед
• Дж. Остин
43. П.И. Новгородцев был одним из теоретиков
• неолиберализма
44. Позитивистская традиция определения сущности права заключается в следующем
• право есть продукт истории и культуры и не открывается, а создается людьми с учетом
конкретных особенностей места и времени
45. Позиция абсолютизации роли государства в решении всех вопросов общественной жизни
называется:
• этатизмом
46. Политология права есть отрасль политологии, которая рассматривает право как:
• фактор политической жизни
47. Понимание государства и права как надстроечных явлений, классовых по своему характеру,
принадлежит:
• К. Марксу
48. Понимание истории как проявления воли внешних по отношению к историческому процессу сил,
провидения, Бога обозначается термином
• провиденциализм
49. Представитель философии права русского Просвещения Я.П. Козельский придерживался:
• теории естественного права и договорного происхождения государства
50. Принцип, согласно которому реальностью, определяющей все сущее, является не природа, а Бог, —
это:
• теоцентризм
51. Рациональная методологическая модель высокой степени общности, предписывающая
разрабатывать конкретные проблемы правовой философии в русле определенных мировоззренческих
и познавательных принципов и обладающая императивной силой для многих поколений
исследователей, называется:
• философско-правовой парадигмой
52. Религиозное движение XVI века, выступающее против монастырской собственности и ратовавшее
за религиозное и духовное обновление, — это:
• нестяжательство
53. Религиозное учение о сотворение мира Богом из ничего называется:
• Креационизмом
54. Римская мысль в области права придала новый смысл понятиям(-ю):
• объективной рациональности и естественного закона
55. Самым фундаментальным принципом образа жизни западного мира является:
• номос
56. Славянофилы на основе соборности создали философию права, которая синтезирует принципы
• обычного права с православной этикой
57. Совокупность философских, политических и правовых идей, направленных на защиту личности, ее
прав и свобод от диктата государственной власти, обозначается термином:
• «либерализм»
58. Современная философия является философией права и морали, считают современные западные
философы
• Ж. Деррида, Ю. Хабермас, Р. Рорти
59. Содержание фундаментальных проблем философии права имеет в своей основе
• философские знания
60. Способность субъекта правосознания к философскому самоанализу, исследованию своих
отношений с социально-правовой реальностью называется:
• философско-правовой рефлексий
61. Средневековый патристик Аврелий Августин рассматривал вопросы государства и права в трактате
• «О граде Божьем»
62. Сущность права неразрывно связана с (со):
• смыслом права
63. Термин «философия права» появился в конце XVIII в. благодаря немецкому юристу
• Г. Гуго
64. Термин, появившийся в Древней Греции и означавший действительный порядок вещей,
естественную сущность личности или вещи, — это:
• фисис
65. Термин, появившийся в Древней Греции и означавший порядок, право, правосудие,
справедливость, — это:
• дике
66. Термин, появившийся в Древней Греции и означавший то, что предписано и установлено:
• темис
67. У И. Канта мы находим концепцию права как концепцию
• гармонизации добровольных действий
68. Утвердив положение, что лучшим является такое государственное устройство, в котором
законодательная, исполнительная и судебная власти функционируют независимо друг от друга, Ш.Л.
Монтескье определил принцип
• разделения властей
69. Философия права выступает всеобщим алгоритмом исследования правовой реальности, вооружает
конкретные юридические науки системой научных методов. В этом случае она выполняет
____________________ функцию.
• методологическую
70. Философия права занимается:
• поисками истины о праве
71. Философия права и юридическая теория качественно различаются по пониманию
• сущности права
72. Философия права формируется в качестве
• дедуктивного знания о праве, выводимого из общих знаний о мироздании
73. Философско-правовая аксиология есть учение о (об):
• смысле права как ценности
74. Философско-правовая гносеология есть учение о (об):
• природе, методах и логике познания и толкования правовой реальности
75. Философско-правовая онтология есть учение о (об):
• основных принципах, формах, способах существования и развития правовой реальности
76. Формула абсолютного долженствования, разработанная И. Кантом в его труде «Критика
практического разума», — это:
• категорический императив
77. Функция философии права, которая нацеливает человека на критическое осознание правовой
реальности, на формирование понимания, что оправданное ограничение свободы есть благо для
человека, называется:
• воспитательной
78. Функция философии права, которая позволяет ей выработать наиболее общие представления о
правовой реальности и месте в ней человека, называется:
• мировоззренческой
79. Функция философии права, связанная с оценочным исследованием сущего и должного,
правомерного и неправомерного, законного и незаконного, называется:
• аксиологической
80. Характерной чертой эпохи Возрождения является:
• апология единства и всевластия монархизма и разрыв с теологией
81. Центральной идеей концепции Леона Дюги является:
• солидаризм