Желая оптимизировать расходы на образование, россияне выбирают модульное образование В
условиях кризиса все больше людей задумываются, как за разумные деньги
получить качественный продукт. Эта тенденция касается и
бизнес-образования, где сегодня для потребителей особенно остро стоит
вопрос о выборе программ с наилучшим соотношением цена/ качество.
Возможность оптимизировать расходы на образование и при этом
приобретать знания, " заточенные " под современную реальность,
открывают перед студентами модульные программы — образовательный
конструктор для желающих достичь быстрого и эффективного результата. Кирпич на кирпич Модульное
образование представляет собой набор самостоятельных курсов, из которых
складывается полноценное образование того или иного направления. Смысл
модульности в том, что человек может самостоятельно конструировать
программу, по которой он собирается учиться, в зависимости от своих
потребностей и предполагаемых материальных затрат. Обычно модульное
образование сравнивают с конструктором, где каждый кирпичик — модуль.
Модули можно выкупать отдельно, затем дополнять следующими и в итоге
переходить к программам более высокого порядка, в которых ранее
пройденные модули будут перезачтены. " Модульная система
образования выросла из необходимости передавать студентам не оторванные
от реальности знания, а комплекс достаточно сложных навыков и умений. Данный
подход может быть реализован лишь в таких школах и вузах, где цель
обучающего процесса — освоение набора компетенций. Согласно теории в
основе модульного подхода лежит более менее целостная модель
компетенций в какой-то определенной деятельности. И именно из этого
вытекает вторая особенность модульного образования — междисциплинарный
подход к построению программ " , — рассказывает Лариса Бендова, доцент
кафедры методологии и дидактики Международного института менеджмента
ЛИНК, ведущего обучение по модульному принципу. Как правило,
все традиционные программы обучения построены на основе дисциплинарного
подхода ( отдельно статистика, отдельно менеджмент и т. д.), в то время
как модульность заставляет использовать междисциплинарность. Иными
словами, при формировании модульных программ разработчики выдергивают
из разных областей науки и практики только то, что дает возможность
освоить конкретную модель компетенции. Помимо
междисциплинарности, которая относится в основном к содержанию
программ, при построении модульной системы используется еще и
разнообразие технологий. Поскольку модульность вообще неразрывно
связана с использованием новых технологий, то в этой системе особенно
актуально звучат такие образовательные инновации, как он-лайн
конференции, аудиосеминары, видеопрограммы и так далее. Кроме того,
модульный подход подразумевает и полный спектр самих форм обучения — от
очной до дистанционной. И именно благодаря такой многогранности форм и
методов модульное образование оказывается более удобным и более
эффективным, чем традиционное. Чтобы представить, что такое
модульность, рассмотрим небольшой пример. При старом (традиционном)
образовательном подходе для того, чтобы выпустить в жизнь инженера
электрика, специализирующегося на проектировании электроснабжения, надо
было провести его через набор таких дисциплин, как математика, физика,
сопромат, теория цепей, общий курс электростанций, релейная защита,
электроснабжение и прочее. В итоге на выходе такой человек не мог
самостоятельно спроектировать электропроводку в загородном доме и не
имел понятия о том, что такое расчет сечения провода для подвода к
розетке, но разбирался в выводе формул и решении задач. Если же
предположить, что будущего инженера начали обучать по модульному
принципу, то его программа выглядела бы примерно так: первый модуль —
"Расчет питающих линий" (содержит математику, физику, релейную защиту,
теоретические основы электротехники и еще несколько специальных
предметов), второй модуль — "Расчет распределительных линий" (содержит
в себе практически тот же набор дисциплин, но " заточенных " под
определенную цель). И дальше еще несколько модулей, количество которых
зависело бы от того, насколько компетентным хотел бы быть будущий
инженер. Если бы такой формат обучения был реализован, то на
выходе из институтов промышленность и проектные организации получали бы
не полуфабрикаты для доучивания, а специалистов, обладающих необходимым
для работы набором компетенций и полностью готовых к активному и
полезному труду. Маховик системы К сожалению, сегодня настоящий модульный подход применяют лишь в нескольких бизнес-школах. Во
многих же учебных заведениях в процессе "эволюции" образования лишь
переименовали традиционный набор дисциплин в совокупность модулей и
оставили под новой вывеской старое содержание. "Можно сказать, что
такая смена вывесок во многом дискредитировала модульный подход,
однако, если истинная модульность будет идти параллельно с
компетентностной системой и практико-ориентированностью, то можно смело
утверждать, что будущее именно за модульным образованием", — уверена
Лариса Бендова из ЛИНКа. По ее мнению, представить себе, что
вся система российского высшего образования перейдет на модульный
принцип, практически нереально. Ведь, чтобы создать такую модель, над
разработкой программ должна корпеть междисциплинарная команда
специалистов высокого уровня ( от маркетологов и психологов до
профессионалов по разработке образовательных технологий). Антикризисная модульность Модульные
программы появились в нашей стране примерно 15 лет назад, однако их
актуальность стала особенно заметна именно сегодня — в условиях
экономической нестабильности. Современный студент хочет не просто
платить деньги и получать "корочку". Он хочет обучаться максимально
эффективно, а платить при этом по минимуму. Этой цели практически
невозможно достичь, обучая людей традиционными методами, зато именно
модульная система позволяет делать программы недорогими, гибкими,
эффективными и удобными. По мнению Ларисы Бендовой,
модульность в некотором смысле можно считать оптимизатором
образовательных расходов, поскольку люди имеют возможность пускать
приобретенные знания " с колес в дело " : "Человек сначала сам
выбирает, чему именно он хочет научиться, а затем учится конкретным
вещам, параллельно применяя их на практике. Иначе говоря, он
самостоятельно прокладывает маршрут и начинает идти по дороге, которая
актуальна для него на текущий момент. В этом смысле модульность —
прекрасный образовательный механизм, позволяющий оптимизировать
материальные и временные затраты".
http://gzt.ru/topnews/education/256826.html
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КРЕДИТЫ
Дарья ТОКАРЕВА
Их тяготили мысли
о том, что скоро надо платить за учебу, а нечем... У кого родители
работу из-за кризиса потеряли, а кто сам остался без заработка. А,
между прочим, на коммерческих отделениях в России учатся почти 4
миллиона ребят!
И вот для них Минобрнауки на днях объявило о старте эксперимента по
выдаче образовательных кредитов. Получить их можно с сентября 2009 года
по 31 декабря 2013 года. При этом студенту не придется в течение всего
срока обучения в вузе и 3 месяцев после его окончания выплачивать банку основной долг по кредиту.
Во время обучения раскошелиться надо будет только на часть процентной
ставки. А вернуть кредит можно и через 10 лет после получения диплома.
При этом деньги на обучение банком выдаются без залога и
поручительства. Погасить долг можно в любое время без штрафных санкций.
И самое приятное: максимальная процентная ставка по таким кредитам,
заключаемым между банком и студентом, не может быть выше одной
четвертой ставки рефинансирования, увеличенной на 3% (на сегодняшний
день это составляет 5,7% годовых).
Но получить такой халявный кредит смогут только те, кто хорошо
учится по специальностям, востребованным экономикой, да еще и в
престижных вузах.
Минобрнауки обещает, что в ближайшее время определит список вузов,
которые станут участвовать в эксперименте. Причем это будут как
государственные, так и негосударственные вузы. Когда он будет готов,
«КП» обязательно его опубликует.
http://vrn.kp.ru/daily/24355/542183/
Эксперимент по созданию нового уровня образования - прикладного бакалавриата
Департамент образования города Москвы Председатель Правительства РФ Владимир Путин подписал постановление о
проведении в 2009-2014 годах эксперимента по созданию прикладного бакалавриата
в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования.
«В целях приведения содержания и структуры подготовки
высококвалифицированных кадров в соответствии с современными потребностями
рынка труда, Правительство РФ постановляет: провести в 2009-2014 годах
эксперимент по созданию прикладного бакалавриата в образовательных учреждениях
среднего и высшего профессионального образования по направлениям подготовки
квалифицированных кадров в соответствии с потребностями инновационного развития
экономики», - говорится в документе, размещенном в четверг в банке данных
нормативных актов Правительства РФ.
Министерству образования и науки поручается в двухмесячный срок установить
перечень укрупненных групп специальностей и направлений подготовки, в рамках
которых в период эксперимента разрабатываются и реализуются основные профессиональные
образовательные программы прикладного бакалавриата.
Минобрнауки должно также разработать и утвердить порядок и критерии конкурсного
отбора федеральных государственных образовательных учреждений среднего и
высшего профессионального образования для участия в эксперименте.
Ежегодно в 2010-1013 годах министерство должно до 1 ноября представлять в
Правительство доклад о ходе эксперимента, а до 1 ноября 2014 года обобщить и
представить итоги его проведения.
Еще год назад с идеей введения прикладного бакалавриата выступило Минобрнауки.
Речь идет о том, чтобы приравнять некоторые специальности техникумов и ПТУ к
высшему образованию.
«Это связано с тем, что ряд отраслей и видов деятельности настолько
усложняется, что теперь иногда необходимо обучение более высоким технологиям.
Уже недостаточно считать этот уровень начальным или средним профессиональным
образованием. Его надо начать считать высшим образованием», - сказал ранее
директор Департамента госполитики и нормативно-правового регулирования в сфере
образования Минобрнауки Игорь Реморенко.
В частности, отметил он, современные виды сварки настолько сложны, что порой
для их освоения, проектирования нужны специалисты более высокого уровня, чем
раньше.
«Если раньше сталевар - это тот, кто ходил с клюкой и мешал расплавленный
металл, то теперь сталевар - это тот, кто сидит за компьютером и регулирует
процесс сварки через сложные технологии. То же самое и у сварщиков», -
сказал он.
В этой связи И. Реморенко отметил, что образование по таким специальностям, требующим
более высокого уровня квалификации, следует считать прикладным бакалавриатом.
«Уровень прикладного бакалавриата де-юре считается высшим образованием, но
фактически связан с высокотехнологичной подготовкой рабочих и специалистов для,
как правило, технической и технологической сферы деятельности», - сказал
И. Реморенко.
Он отметил, что такие специальности могут быть введены не только в учреждениях
среднего профессионального образования, но и в институтах и даже в
университетах.
На сегодня, по его словам, порядка 10-15% подготовки в учреждениях среднего
профессионального образования ведется по так называемым повышенным уровням.
«Этот повышенный уровень наиболее адекватен уже сейчас прикладному
бакалавриату», - добавил он.
И. Реморенко заметил, что образовательные учреждения, осуществляющие подготовку
по таким специальностям, могли бы получить по ним соответствующие лицензии,
присуждающие статус прикладного бакалавриата.
По его словам, возможность введения прикладного бакалавриата предусмотрена в
проекте госпрограммы по развитию образования на 2009-2012 гг.
«Это пока задается как приоритет - в течение 2009-2012 гг. мы хотели бы
разработать соответствующие программы, внести законодательные изменения и
легитимизировать этот уровень образования», - сказал он.
Впервые в России частный вуз объявляет стипендиальную программу, позволяющую лучшим студентам учиться бесплатноНегосударственное образовательное учреждение Институт психоанализа
объявляет об открытии стипендиальной программы, участие в которой позволит наиболее талантливым и прилежным
студентам Института, стремящимся к профессиональному росту и активной
научной деятельности, бесплатно обучаться по программам высшего профессионального
образования.
Стипендия будет предоставляться каждый семестр по результатам конкурсного отбора,
проводимого Комитетом по стипендиям, в который входят профессора, преподаватели и сотрудники «Института
психоанализа», а также ведущие ученые - психологи России:
- Заместитель директора Института психологии РАН, член-корр. РАН, д.пс.н., проф.
Андрей Владиславович Юревич
- Декан факультета психологии Института психоанализа, член-корр. РАО, д.пс.н., проф.
Владимир Александрович Барабанщиков
- Ректор Института системного консультирования, член-корр. РАО, д.пс.н., проф. Вадим
Артурович Петровский
- Заведующий кафедрой психологии рекламы и маркетинга, д.пс.н., проф. Александр
Николаевич Лебедев-Любимов
- Директор Института дифференциальной психологии (Берлин), д.пс.н., проф. Наталья
Львовна Нагибина и другие
При оценке конкурсантов членами Комитета по стипендиям
будут учитываться: творческий и научно-исследовательский потенциал (на
основании защиты творческой работы), наличие рекомендаций от преподавателей и администрации
Института, а также успеваемость соискателя в учебном семестре.
Конкурс на получение стипендий в этом году пройдет с сентября
2009 г. по конец января 2010 г. Четверо победителей получат возможность бесплатно
обучаться во втором семестре, а также смогут снова принять участие в конкурсе летом
2010 года.
Краткая
справка об Институте психоанализа:
Институт психоанализа основан в 1997 году. Это первое высшее учебное заведение в
Москве, объединяющее в себе возможность изучения психологии и психоанализа.
В образовательной программе Института успешно
сочетаются отечественные традиции преподавания
и мировой опыт подготовки специалистов в
области психологии.
В Институте собран один из лучших преподавательских коллективов среди психологических
ВУЗов России. Для чтения отдельных курсов приглашаются ведущие профессора и преподаватели
Института психологии РАН и МГУ им. Ломоносова, члены Международной психоаналитической ассоциации
(IPA), Европейской психоаналитической федерации (EPF),
практикующие психологи, психотерапевты и психоаналитики.
Государственная
лицензия № 161676 от 03.11.2004; Свидетельство о государственной аккредитации № 1798 от 28.02.2005.
Дополнительная информация: www.inpsycho.ru
|